"Что за прелесть, эти сказки!" - по призведениям Александра Сергеевича Пушкина.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

"Cветлана Викторовна Михайлова"

 

Зал оформлен декорациями сказок А.С. Пушкина. За ширмой около дуба на золотой цепочке сидит Кот, с ученым видом читает книгу "Сказки Пушкина". В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушкина. В центре портрет поэта. Оборудование: книга "Сказки Пушкина", костюмы для драматизации: Старика, Старухи, Золотой Рыбки, Семи Богатырей, Царевны-Лебедь, Князя Гвидона, Попа и Балды, Царицы с зеркальцем; предметы для игры по сказкам Пушкина: орешки белочки, корыто; аудиозаписи спокойной красивой музыки: фрагмент оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки.

 Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки. Мы с вами читали много сказок А.С.Пушкина. Давайте их назовём.                                                                                        

За ширмой раздается мяуканье - голос или магнитофонная запись.

Ведущий(насторожившись): Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой(Отодвигает ширму и все видят - кота).

Ведущий:Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?

Кот:Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой- нибудь  Барсик или Мурзик. Я - знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо, налево. Удивительно! (обращается к залу):                   «Как вы меня сразу не узнали?».

Дети:Кот ученый! Из Лукоморья!

Кот:Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое?

Дети:У моря, на море!  

Кот:Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок еще?

Ведущий:Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. Нет, же. Лук там не растёт, из него стреляют.(ведущий достает лук и показывает детям). Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Я правильно рассуждаю, ученый Кот?

Кот:Ставлю вам пять с плюсом. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.

Ведущий:А мы с ребятами тоже знаем, где находится остров Буян. Мы про него читали. Остров Буян лежит посреди моря-океана. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, писатели записывают. А знаете ли вы, уважаемый Учёный Кот, кто рассказывалсказки Пушкину, когда он был маленьким?

Кот:Конечно, знаю. Сказки маленькому Сашеньке Пушкину рассказывала его няня - Арина Родионовна.

Ведущий: Мы тоже знаем эти сказки и сегодня покажем их всем. Усаживайтесь поудобнее, уважаемый Учёный Кот и смотрите сказки.

(Дети уходят и переодеваются в театральные костюмы).

В зал, охая и вздыхая, входит Старуха. В руках у неё разбитое корыто.

Ведущий:Кто вы, бабушка? И что это за корыто?

Старуха: Ничего не помню! Хотя, постойте, кое-что начинаю вспоминать! Вроде бы жила я в какой-то книжке со стариком – недотёпой у самого синего моря, ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я день-деньской пряла свою пряжу. Только недавно я попала куда – то и полетела, и вдруг на полу оказалась, а сверху на меня вот это корыто свалилось. Вообще, выпала я из толстой книжки, и пришла сюда. Но, кто я такая, не знаю. Может вы мне, поможете?

Ведущий: Конечно, поможем. Присаживайтесь, отдохните, корыто своё поставьте и будьте гостей на нашем празднике.

Ведущий:А вы узнали, откуда эта бабушка?

Старуха:Да, я припоминаю какую-то рыбку. Чем - то она отличалась от других рыбок?

Ведущий: Рыбка была не простая, а золотая и выполняла все ваши желания.

                    А поймал эту рыбку ваш муж, опытный рыбак.

Старуха: Рыбак то он опытный, но во всём остальном такой - дурачина и простофиля! Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Он с утра  запропастился. Лишь бы он сюда явился. Задала бы трепака. Получил бы тумака!

Ведущий: Нет, бабушка, Ваш старик очень хороший, просто у него добрая душа. Мягкий характер. Вы на него не кричите, не ругайтесь – это не культурно! Вы же – литературная героиня. А когда он сюда придёт, вы с ним ласково, по – доброму заговорите. Спросите по – хорошему: « Ну, мой, милый старичок, поймал рыбку на крючок?».

Ведущий: Ой, спасибо,  что научили меня. Я так и скажу ему (кричит): «Ну, мой, милый старичок. Поймал рыбку на крючок?».

Ведущий: Нет, надо ласково.

Входит Балда с инструментами (молоток, гвозди, пила).

Балда: Тары, бары, растабары… много всякого товару.

               Подходите, не зевайте, подходите, покупайте!

Балда: Здравствуй, батька, ты далече...?

Поп: Недалёко, на базар, нужен кое – какой товар.

            И к нему работник, чтобы был хороший плотник.

            И обед сварить умел, за детишками смотрел.

Балда: Это всё мне по-плечу.

Поп: Но платить я не хочу.

Балда: Я готов служить и так.

              В год три раза щёлкну по лбу.

Поп: Щёлк щелчку, конечно, рознь.

           Может повезёт, авось!

Балда: Договорились!

( Балда исполняет на инструментах мелодию, а поп танцует в присядку).

                   В зал с гордым видом входит Царевна с зеркальцем.

Царица: «Свет, мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи:

                 «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?».

(зеркальце не  отвечает).

Царица его трясёт, трёт, дышит на него.

Царица: Ах, ты, глупое стекло! И молчишь ты мне назло! Подать мне трон!

Ведущий: Что это вы тут раскомандовались? Никакой культуры. У нас тут праздник, много гостей, а вы тут Царицу из себя воображаете. Командуете, кричите!  Вот у нас уже есть один персонаж, тоже командовала и ни с чем осталась.

Царица: Подумаешь, персонаж! Да ещё с корытом! Вот потеха!

Старуха: Нечего зубы скалить. Ты вот кто такая?

Царица: Точно знаю, что я – Царица, а это моё волшебное зеркальце. Оно раньше умело говорить, а теперь почему – то молчит.

Ведущий: Вы догадались, уважаемый Учёный Кот,  кто это такая? Из какой она сказки? А почему молчит зеркальце? 

Кот: Да, я узнал её. Это Царица из «Сказки о мёртвой Царевне». С зеркальцем надо ласково разговаривать, а не кричать:

« Свет, мой, зеркальце, скажи. Да всю правду доложи…»

Ведущий:Запомнили, уважаемая, Царица? Присаживайтесь на нашем празднике.

В зал величаво входит, как бы вплывает Царевна – Лебедь.

Ведущий: Милости просим, Царевна – Лебедь.

Царевна: Разве вы меня узнали?

Ведущий: Да, вас все знают. Вы любимая всеми героиня из «Сказки о Царе Салтане».

Царевна: Да, да, я что – то припоминаю… Князь Гвидон …?

- Это ваш жених, возможно вы с ним встретитесь скоро. Ведь вы тоже литературный персонаж, как вот эта Старуха и Царица. Проходите и присаживайтесь.

Входит Незнакомец.

Князь Гвидон: Принимайте мой поклон (кланяется).

Ведущий: Кто вы, витязь?

Князь Гвидон: Князь Гвидон!

Царевна: Здравствуй, князь ты мой, прекрасный! Что же тих, как день ненастный? Опечалился чему?

Князь Гвидон: Грусть тоска меня съедает. Люди женятся, гляжу, не женат лишь я хожу!

Царевна: А кого же на примете ты имеешь?

Князь Гвидон: Да на свете, говорят, Царевна есть.

                             Что не можно глаз отвесть.

                             Днём свет божий затмевает.

                             Ночью – землю освещает.

                             Месяц под косой блестит,

                             А во лбу звезда горит.

                             А сама – то величава.

                             Выступает словно пава.

                             Только, полно, правда ль это?

Царевна: Да, такая есть девица.

                   Знай, близка судьба твоя.

                   Ведь Царевна эта – я!

Ведущий:Вот и встретились ещё два литературных персонажа.                                     

Уважаемый, Учёный Кот, вы узнали этих героев сказки? Из какой они сказки?

Кот:  Эти герои из «Сказки о Царе Салтане…»

Робко, напевая: « Во саду, ли, в огороде….» входит Белочка. На шее у неё ожерелье из орешков.

Ведущий: Вы куда? Здесь вам не лес. Тут литературные персонажи! Куда вы идёте?

Белочка: А я тоже персонаж!

Ведущий: Из какой сказки этот персонаж?

Кот:Это Белочка – Затейница из «Сказки о Царе Салтане…».

Белочка: Я выпала из книжки. А я очень люблю петь, послушайте мою песенку и потанцуйте со мной.

Белочка поёт  песенку «Во саду ли, в огороде…».

В зал входят три девицы, садятся на лавку.

Ведут разговоры:

1 девица: «Кабы я была царица, то на весь крещённый мир.

                       Приготовила бы пир...!»

2 девица: «Кабы я была царица, то на весь бы мир одна.

                      Наткала бы полотна..!»

3 девица: «Кабы я была царица, я б для Батюшки Царя, родила б богатыря!»                                             

Исполняют песню «Ой, ты, прялица, ты, прялица, моя…».

В зал входят 7 богатырей.

Все вместе- Кто здесь говорит про богатырей?

1богатырь: Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво.

2 богатырь: Кто-то терем прибирал, да хозяев поджидал?»

3 богатырь: Кто же? Выдь и покажися, с нами честно подружися.

4 богатырь: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.

5 богатырь: Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый.

6 богатырь: Коль старушка, будь нам мать, так и станем величать.

7 богатырь: Коли красная девица, будь нам милая сестрица.

Исполняется танец «Богатырская сила».

Старуха:«Ну, вот все герои сказок здесь, а моего Старика нет. Не случилось ли с ним чего? Как бы узнать?

Ведущий: А вы, бабушка, возьмите зеркальце и спросите у него:

                    «Свет, мой, зеркальце, скажи.

                     Да всю правду доложи:

                    «Где мой милый Старичок?».

Зеркальце (запись):

«Ловит рыбку на крючок. Скоро ты его увидишь. И надеюсь, не обидишь!».

Входит Старичок.

Старуха: Ну, мой милый, Старичок, поймал рыбку на крючок?

Старик: Что случилось, не пойму! Дай – ка, я глаза протру.

                 Никогда так не бывало, доброй вдруг Старуха стала?!

Старуха: А где же рыбка, которую ты поймал?

Старик: Здесь она. Государыня -  Рыбка, появись, покажись!

Входит Золотая Рыбка (исполняет танец).

Золотая Рыбка: Чего тебе надобно, Старче?

Старуха: Чего, чего! Нам много чего надо!

                 Ну, во – первых, корыто, добротный дом, чтоб я была Царицей!

Ведущий: Постойте, опять вы за своё, уважаемая Старуха! Из-за жадности вы опять останетесь в бедной землянке и с разбитым корытом.

Ведущий: Мне кажется, что надо отпустить в море Золотую Рыбку, пусть резвится на воле со своими подружками.

Золотая Рыбка: Спасибо, за вашу доброту! А за то, что вы меня отпустили, я исполню три желания – для Белочки, для Старухи, для князя Гвидона.

Белочка:(желает волшебных орешков).

Старуха:(желает новое корыто).

Князь Гвидон:(жениться на Царевне – Лебеди).

Золотая рыбка- Я исполняю ваши желания, но вы назовите, кто написал такие замечательные сказки?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Золотая Рыбка раздаёт всем подарки.

Кот Учёный благодарит детей за знания и дарит им книгу «Сказки А.С.Пушкина».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"

Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах

Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...

Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...