Проект "В большой России-малый уголок!"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Горелкина Анна Филипповна

 

Чаще всего любимым городом, поселком, селом,  краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство. Ведь именно с детством у большинства  людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом селе. У каждого любовь к селу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом селе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым,  прославляя село и увековечивая память о нем на многие годы.

  Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям:  отцу,  матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу 

  К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций и традиций коренного населения основавшего это село.  Это и  равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадание к чужому горю.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе,  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего села, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_hantah.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В большой России – малый уголок».

Малая Родина...

У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,

если не сказать — всё.

Актуальность:

   Чаще всего любимым городом, поселком, селом,  краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство. Ведь именно с детством у большинства  людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом селе. У каждого любовь к селу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом селе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым,  прославляя село и увековечивая память о нем на многие годы.

  Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям:  отцу,  матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу 

  К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций и традиций коренного населения основавшего это село.  Это и  равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадание к чужому горю.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе,  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего села, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель проекта:

  1. обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального  окружения,  формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
  2. знакомство с традициями и обычаями коренных народов Севера, малочисленной нацией - хантов.

Задачи:

Воспитывать у детей:

  1. стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
  2.  стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
  3. воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;
  4. воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своего села.

Формировать у детей:

  1. чувство любви к родному краю, своей малой родине (с.Александровское) на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям малочисленной нации хантов;
  2. умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их и  обобщать;
  3.  стимулировать детскую активность через национальные (хантыйские) подвижные игры.

 Развивать у детей:

  1. интерес к культуре, обычаям и традициям хантов.
  2. речь, словарный запас (словарь).

Участники проекта:

 Дети подготовительной группы «Изюминка», родители, воспитатели, сотрудники детского сада, работники музеев (с.Александровского и г.Стрежевого).

Средства реализации проектной деятельности:

-познавательно-игровые (спортивные) занятия;

-целевые экскурсии;

-беседы;

-праздник;

-просмотр презентаций, мультфильмов;

-чтение художественной литературы;

-подвижные игры.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены следующие этапы работы:

1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своему краю селу.

2.Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу.

3.Воспитание любви к малой Родине через природу родного края.

4. Народное творчество, обычаи, традиции хантов (художественная литература, музыка,  подвижные игры, легенды и предания).

Сроки реализации проекта:  (апрель-май 2012г).

Решение задач, позволило спрогнозировать

следующий результат:

  1. чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей (малочисленной нации хантов);
  2. проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего села;
  3. способствовать  решению  интеллектуальных проблем (задач) ;
  4. проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному;
  5. воображать, придумывать, способствовать  к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, содействовать   поиску разных способов решения одной и той же задачи;
  6. проявлять активность и самостоятельность в принятии решений;
  7. воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства других народов;
  8. понимать особенности  жизни  малочисленных народов.

План мероприятий проекта:

Дата проведения

Мероприятие

Ответственные

02.04.2012г

1. Познавательная беседа «История становления села Александровского» по книге «Земля Александровская» под ред. Я.А. Яковлева.

2.  Познавательное занятие «Дети Севера».

3. Чтение хантыйской сказки «Мальчик Идэ».

Горелкина А.Ф

03.04.2012г.

1. Просмотр презентаций («игрушка как часть народной традиции», «Художественные промыслы народов Севера (ханты) »).

2. Прослушивание хантыйских песен Кола Бельды (Увезу тебя я в тундру; А олени лучше; Ода оленям.).

Шерстова Г.Н.

04.04.2012г.

1. Спортивный досуг «Игры народов Севера».

2. Знакомство с легендами и преданиями Хант («почему лебеди белые», «Остров семи медведей», «Сюнянг Ёхан»).

2.  Просмотр презентации «Знакомство с малочисленным народом Севера (ханты)».

3.  Подвижные хантыйские игры (Олени и пастухи; Ловля оленей; каюр и собаки).

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.

05.04.2012г.

1. Просмотр хантыйского мультфильма «Хвастливый мышонок».

2. Сюжетно-игровое занятие «Путешествие по тундре».

3. Чтение хантыйских сказок («Волшебный Торсапыл», «Осётр»).

Шерстова Г.Н.

Горелкина А.Ф.

06.04.2012г.

1. Просмотр презентации «Югра, ханты и манси в творчестве художника Николая Фомина».

2. Подвижные хантыйские игры (Льдинки, ветер и мороз; Рыбаки и рыбки; ручейки и озёра; Полярная сова).

3. Праздник «Вороний день».

Шерстова Г.Н.

Горелкина А.Ф.

Сотрудники МБДОУ д/с «Ягодка»

09.04.2012г.

1. Занятие-аппликация с детьми и родителями «Культура, обычаи и традиции народов Севера (хант)».

2. Чтение хантыйской  сказки «Когда куропатки смеяться стали».

3. Подвижные хантыйские игры (Бег в снегоступах; Варежка и олени; Перетягивание каната).

Горелкина А.Ф.

10.04.2012г.

1. Рисование «На Севере».

2. Просмотр презентации «Знакомимся с культурой и традициями хант» (презентация экспонатов музея    с. Александровского (Музей истории и культуры).

Горелкина А.Ф.

11.04.2012г.

1.Занятие-аппликация «Хантыйский костюм».

2. Беседа «Что мы знаем о хантах?».

3. Занятие «Дети Севера».

Горелкина А.Ф.

12.04.2012г.

1. Подвижные игры (Белый шаман; Тройной прыжок.).

2. Чтение хантыйской сказки «Карты с золотом».

3. Игра- викторина (презентация) «10 вопросов».

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.

13.04.2012г.

1. Экскурсия в Музей истории и культуры с.Александровского.

2. Чтение «Быль об Иудке Лялькине» (по книге «Земля Александровская», работа с картой Александровского района).

3. Занятие «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края».

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.

16.04.2012г.

1. Рисование «Северное сияние» (красками).

2. Лепка « Благородное животное Севера - олень».

3. Подвижные игры (У оленя дом большой; Хейро).

Горелкина А.Ф.

17.04.2012г.

1. Просмотр презентации «Праздник – ВОРОНИЙ ДЕНЬ В ДЕТСКОМ САДУ «Ягодка».

2. Чтение сказки   «Ими-Хиты и Вошинг Урт».

3. Занятие «Мой северный край».

Горелкина А.Ф.

18.04.2012г.

1. Беседа «Охота и рыбалка у хант».

2. Чтение сказки «Мышка и лось».

3. Занятие «Оленевод – профессия героическая».

Горелкина А.Ф.

19.04.2012г.

1. Чтение сказки «Кот».

2. Оригами «Стойбище хантов».

3. Пересказ сказки «Два оленя».

Горелкина А.Ф.

14.05.2012г.

1. Чтение сказки «Три снохи».

2. Чтение легенды «Злодейства не проходят бесследно».

3. Занятие «Что нам стоит дом построить?».

Горелкина А.Ф.

15.05.2012г.

1. Просмотр презентации «Знакомимся с культурой и традициями хант» (презентация экспонатов музея    г.Стрежевого (МБУ "Историко-краеведческий музей").

2. Составление рассказов по схемам (использование мнемотаблиц) «Что я знаю о малочисленных народах Севера».

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.

16.05.2012г

1. Чтение сказки «Мышка».

2.Подвижная игра «Куропатки и охотники».

3. Занятие «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера».

Горелкина А.Ф.

18.05. 2012г.

1. Прослушивание хантыйских песен Кола Бельды     ( Песенка оленевода; Песня рыбака;  Белый остров).

2. Чтение хантыйской сказки «Шаман и зайцы».

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.

21.05.2012г.

1.  Подвижные игры (Охота на куропаток; Поймай оленя).

2. Чтение сказки «Хилы и Менги».

Горелкина А.Ф.

22.05.2012г.

1. Чтение хантыйской сказки «Ермак».

2. Подвижная игра «Успей поймать».

3. Итоговая викторина «Я знаю свой край».

Горелкина А.Ф.

23.052012г.

1. Защита проекта «В большой России – малый уголок» (показ презентации-отчёта).

Горелкина А.Ф.

Шерстова Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Мы России малые росинки»

Фольклорный праздник «Мы России малые росинки» , праздник для детей на Всероссийский конкурс. Звучит музыка, дети в народных костюмах входят в зал, исполняют музыкальную композицию.   В...

«Большой России – малый уголок»

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе в плане месячника мордовской национальной культуры)...

Сценарий праздника «Люблю тебя, мой край янтарный, большой России малый островок»

Сценарий праздника «Люблю тебя, мой край янтарный, большой России малый островок» старший дошкольный возраст...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»

Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...

Консультация для родителей "Наша Родина - Россия!" "Малая родина - Смоленск!"

Задачи. 1.  Повышение педаггогической компетентности родителей.              2. Помочь ребёнку делать открытия, формировать нравственные чувства.    ...