«Большой России – малый уголок»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Уронина Валентина Александровна

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе в плане месячника мордовской национальной культуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoy_rossii_-_malyy_ugolok.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №80 комбинированного вида»

«Большой России – малый уголок»

(Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе в плане месячника мордовской национальной культуры)

                                                     

                                                        Разработала воспитатель высшей             квалификационной категории: Уронина В.А.

                             

                                                                                                                                                                                 

                                                             Саранск, 2016

Задачи:

Область «Познание»:

  • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Мордовской республике,
  • познакомить с мордовскими, татарскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
  • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского, татарского и русского народа;
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, русских;
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю;
  • формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  • формировать представления о народах, населяющих Мордовию;
  • познакомить с культурой и традициями мордовского, русского и татарского народа, вызвать интерес к мордовской, русской и татарской национальной кухне;
  • способствовать развитию любознательности, мышления.

Область «Коммуникация»:

  • Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы;
  • учить отгадывать загадки;
  • обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва, русский, татарин; и прилагательными: русский, мордовский, татарский.

Область «Социализация»:

  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

          Область «Музыкальное развитие»:

     

  • знакомить детей с русским, мордовским, татарским фольклором.

Материал к занятию: Карта России, флаги и гербы России, Мордовии, Татарстана. Народный мордовский, русский, татарский костюм, иллюстрации одежды мордвы, русских, татар. Аудиозапись с  мордовскими, татарскими и русскими песнями,

                                                                        1

куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, русских). Национальные детские костюмы (татарские, мордовские, русские). Женские украшения, д/игра “Назови правильно”. Фрагменты национального быта, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы). Д/игра “Назови одежду”, “Чей головной убор”. Интерьер крестьянского дома (стол, лавки) фонограммы песен о России, Мордовии.

Работа с родителями: подготовка  родителями костюмов для детей к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.

Предварительная работа: чтение русских,  татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Мордовии, частушек, татарских и мордовских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей д/с. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций  о Мордовии. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.

Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар, калфак, кокошник, сарафан

Формы организации совместной деятельности:

Сюрпризный момент, ситуативная беседа, отгадывание загадок, пение, дидактическая игра «Назови одежду», «Найди головной убор».

                                                       Проведение НОД:

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в городе Саранске, значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Воспитатель:  Ребята, в какой республике  мы с вами живем? (В Мордовии). Назовите столицу Мордовии? (Саранск).

Воспитатель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Мордовии?

  • Правильно,  мы создали в группе наш мини-музей: «Всё о Мордовии», играли в сюжетно – ролевые игру «Экскурсия в музей», 

     читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины

                                                   2

      художника Ф.В. Сычкова;

  •  знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские,

      русские, татарские песни, рисовали.

Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского и татарского  народа.

Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.

Мордовия занимает вот такую небольшую территорию.

(Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Воспитатель объясняет значение каждого герба. Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).

Воспитатель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии?

(Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.)

Воспитатель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.

Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты).

(Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме).

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья.

  • А как тебя зовут? (Алдуня)
  • Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
  • А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

(Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм).

  • Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это –панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная    повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов –  для девушки.

                                                                      3

  • Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.

                     ( Д/игра “Назови одежду»)

Воспитатель: Алдуня, мы пришли  в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.

Алдуня: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.

(Рассказ  об истории и культуре мордовского народа)

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».

Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

(Дети играют в мордовскую игру « Два круга » под народную песню.

Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду)

Воспитатель:

  • Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
  • Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия.

Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.

                                                             4

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине и России?

  1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Лучше нет родного края.
  4. На родной стороне и ворона родная.

Алдуня: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине? (Дети отвечают).

  1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
  2. В родном краю, как в раю.
  3. Краше Родины нет ничего.
  4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня приглашает детей на выставку.

  • Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).

Алдуня:

  • Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
  • У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?

  Ответы детей:

  • Справляем именины детей.
  • День рождения Земли.
  • Экологические тропы.
  • Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

  • Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
  • А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
  • На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа” и хочу угостить вас национальными лепешками «сюкоро».

               (Звучит мордовская песня)

Воспитатель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего

             5

народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок:            Мама и Родина очень похожи,

                            Мама красивая, Родина тоже

                            Вы присмотритесь, у мамы

                            Цвета такого же, как небеса.

                            Мамины волосы, словно пшеница,

                            Та, что на наших полях колоситься.

                            Много у Родины общего с мамой,

                            Самой красивой, ласковой самой!

Воспитатель: Как много мы узнали. О чем? О ком?

Много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.

                       Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, - 
Все напоминает нам о самом важном – 
Только здесь родимая земля!

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла еще гостья (заходит девочка в татарском костюме). “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

Воспитатель: Ребята, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

(Девочка приглашает на татарском языке с переводом:)

                  Пошмак су, почерек су
                 Син мине яхиш то
                 Битяэрем аллансын
                 Кулларым ачарсым.

Воспитатель: Посмотрите на одежду татарской девочки. Дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что  на голове носят татарские женщины? (Калфак) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы и наливают понемногу).
  • Какое национальное сладкое татарское блюдо вы знаете? (Чак-чак).
  • Назовите, как на татарском языке называют родителей (ответы детей).

                                                   6

Воспитатель: А я приготовила вам игру “Найди головной убор”.

Воспитатель: Как хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

                                       Волшебный ларец:
                                      Позвони в бубенец,
                                       И попали во дворец.
                                      Открывается палата,
                                      Посмотрите, чем она богата?
                                      Нет ли там чудовищ?
                                      Много ли сокровищ? (Да)

Сейчас мы это узнаем!

(Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских, татарских и русских женщин)

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины)  Женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Кто носил кокошник? И т. д.

(Аналогично рассматриваются предметы татарской и русской одежды)

Воспитатель: Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня. Дети, посмотрите  на ребят, и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах. Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Девочка: Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называют?

Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (воспитатель все показывает).

                                                           7

Воспитатель: Я вам ребята сейчас загадаю загадки, а вы должны отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

Воспитатель: Молодцы! А еще на гуляньях русский народ всегда частушки поет. Вы знаете частушки? Дети выходят и поют:

Я пойду, разойдусь,
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.

Мы в Мордовии родились,
И  мы в Лямбире живем,
Мы – девчоночки-мордовки,
И нигде не пропадем!

Воспитатель: Давайте  поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Как для вас, мои друзья,                            Блинов моих поешьте.
Наварила, напекла,                                     Не красна изба углами -
Девяносто два блина,                                 Красна пирогами.
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте – 
                                                         8

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, и не тужат!”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребятки наши гости  приглашают, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Девочки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

  • Ситуативный разговор;
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением национальных костюмов. Организация выставки детской художественной литературы по теме «Мордовия» с последующим прочтением произведений;
  • Дидактические игры «Назови одежду», «Найди головной убор» и др.;
  • Подвижные игры «Раю-раю», «Хоровод», «Два круга».

Взаимодействие с родителями:

  • Предложить родителям прочитать с детьми в домашних условиях стихи о Мордовии, мордовские, русские, татарские сказки;
  • Организовать выставку совместных работ «Моя малая родина»

Литература:

  1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  2. «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010
  3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
  4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
  5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

                                                                  9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В большой России-малый уголок!"

Чаще всего любимым городом, поселком, селом,  краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство. Ведь именно с детством у большинства  людей...

Проект "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников....

Итоговое занятие по проекту "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Патриотическое воспитание детей через знакомство с малой Родиной...

Конспект комплексного занятия «Россия: большая и малая Родина» для разновозрастной группы (от 4 до 7 лет).

Конспект комплексного  занятия «Россия: большая и малая Родина» для   разновозрастной группы  (от 4 до 7 лет).       Цель: Продолжить формирова...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода. («Частица малая большой России - мой Кузбасс!»)

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода.(«Частица малая большой России - мой  Кузбасс!»)...

Сценарий праздника «Люблю тебя, мой край янтарный, большой России малый островок»

Сценарий праздника «Люблю тебя, мой край янтарный, большой России малый островок» старший дошкольный возраст...