Занятие по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Титова Светлана Андреевна

В занятие включены упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_osen.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №6 «Солнышко»

Итоговое занятие по теме «Осень»

Подготовила

учитель- логопед

Титова С.А.

 2006 г.

Задачи:

1.Развитие общих речевых навыков

  1. Учить детей произвольно изменять силу голоса.
  2. Учить детей соблюдать голосовой режим.

2.Лексика

  1. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
  2. Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».
  3. Расширить активный словарь по данным темам.

3.Обучение связной речи.

  1. Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.
  2. Обучение построению предложений со значением противопоставления.

4.Развите грамматического строя речи

  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
  2. Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.
  3. Употребление в речи простых и составных предлогов.
  4. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

6.Общая и мелкая моторика

  1. Игры на развитие координации речи с движением.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игра «Волшебные шнурочки».

Оборудование:

Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

Предшествующая работа:

  1. Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».
  2. Беседы по вышеуказанным лексическим темам.
  3. Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

Ход занятия

Организационный момент

Дети встают рядом с партами.

Л о г о п е д

Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Перед…

Рядом с…

 Дети занимают свои места.

Загадка

Л о г о п е д

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Д е т и

Осенью!

Сюрпризный момент

Л о г о п е д

Ребята, вы слышите звук?

По-моему это стук.

К нам пожаловали гости!

Откроем дверь и войти попросим.

Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Л о г о п е д

К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Л о г о п е д

Грустное настроение

Д е т и

Нет, веселое настроение

Л о г о п е д

Пасмурный день

Д е т и

Нет, солнечный день

Л о г о п е д

Длинные ночи

Д е т и

Нет, короткие ночи

Л о г о п е д

Холодная погода

Д е т и

Нет, теплая погода

Л о г о п е д

Ядовитые грибы

Д е т и

Нет, съедобные грибы

Л о г о п е д

Кислые ягоды

Д е т и

Нет, сладкие ягоды

Л о г о п е д

Глубокие лужи

Д е т и

Нет, мелкие лужи

Л о г о п е д

Ранняя осень

Д е т и

Нет, поздняя осень.

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Л о г о п е д

Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

Д е т и

Поздняя осень.

 

Л о г о п е д

Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

Л о г о п е д

Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся          (Кружатся на цыпочках, руки

                                                                стороны.)  

Листья нам под ноги тихо ложатся   (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,      (Движения руками вправо,  

                                                                 влево.)

Будто опять закружиться хотят.         (Поднимаются, кружатся.)

 

Дети проходят за парты.

Л о г о п е д

Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Логопед вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Логопед задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Логопед вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

Л о г о п е д

Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

 

Игра «Волшебные шнурочки»

Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Л о г о п е д

Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите  шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Л о г о п е д

А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

Д е т и

В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

Л о г о п е д

Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

Д е т и

Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Л о г о п е д

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли…

Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».

 Л о г о п е д

Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

Д е т и

Перелетные птицы.

Л о г о п е д

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей. Похвала.

Л о г о п е д

Скажите, как улетают птицы?

Д е т и

Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

 

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей,                           (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей,                           пальчику на обеих руках.)  

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.                      (Машут сложенными

                                                                  накрест ладонями.)  

Птички, птички, по домам!                  (Машут обеими руками

                                                                  как крыльями.)

Л о г о п е д

Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

Логопед выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

Один из детей называет приметы поздней осени.

Л о г о п е д

Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Д е т и

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Л о г о п е д

Так вот как зимуют звери нашего леса!

А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

Логопед вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

Итог занятия

Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...