Проектная работа:"Позновательно-речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Психолого-педагогическая работа на тему: "Позновательно-речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlenie.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

       

           СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-                  

           ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ      

                     НАПРАВЛЕНИЕ

«Познавательно-речевое развитие»

    Образовательная область:

                          ПОЗНАНИЕ

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

                                                   

                                                   ВВЕДЕНИЕ

   Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

   Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

   Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

   Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

   Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

 Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

    Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

   Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

   Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

   Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

   Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

ЦЕЛИ:

  1. Знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта

  1. Обогащать сознание детей интересными содержательно- упорядоченными сведениями из разных областей наук

  1. Знакомство детей с причинно- следственными связями как одним жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира

  1. Способствовать формированию  у детей положительного отношения  к миру

  1. Знакомство с родным языком

Содержание раздела « формирование целостной картины мира, расширение кругозора»  - имеет две составляющих:

Предметное и социальное                                Ознакомление с природой

окружение

-Сезонные изменения

-Сад, огород, лес

-Календарь

-Обитатели леса, луга

-Живая природа

-Неживая природа

-Океан

-Космос

Закономерности и взаимосвязь в природе

-Я человек

-Моя семья (традиции)

-Мой город (страна)

-Классификация предметов

-Профессии

-Хлеб всему голова

-Транспорт

-Здоровый образ жизни

-Моя родословная

-История, традиции, праздники

-Самобытность

-Правила дорожного движения

-Безопасность

-наша армия

«Социализация старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

Комплекс мероприятий по работе с родителями по  социализации детей старшего дошкольного возраста

          Дата

Тематика

Формы проведения

           Цель

Сентябрь

 Октябрь

Исследование отношений ребенка к близким людям.

Методика «Рисунок семьи»

Методика «Осознанность ребенком отношений к нему близких людей»

Рекомендации для педагогов группы

1.Выявить представления ребенка о семье, о самом себе и о своем положении в группе сверстников

 2.Разработать рекомендации для педагогов группы

Ноябрь

 Декабрь

Исследование родительских отношений

Анкетирование «Какие мы родители?»

Опросник «АСВ (анализ семейного воспитания)»

1.Выявить представления родителей о воспитании детей и сопоставить их с реальными стилями

 1.Выявить общие тенденции семейного и общественного воспитания

Январь

 Февраль

Осознание родителями проблем воспитания и путей их решения

Круглый стол для родителей (с участием педагогов группы, психолога, логопеда, врача) «Мои проблемы воспитания»:

А) анкета для родителей «Проблемы воспитания?»

 Б) тест для родителей «Какой вы родитель?»

 В)обсуждение полученных результатов

 Г) рекомендации для родителей «Делайте – не делайте»

1.Обсудить наиболее приемлемые методы семейного и общественного воспитания

 2.Достичь единства двух институтов социализации в значимых вопросах воспитания

Март

 Апрель

 Май 

Помощь родителям в вопросах семейного воспитания

1.Оформление почтового ящика доверия

 2.Оформление библиотеки для родителей «Семейное воспитание»

 3. Индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями по интересующим их вопросам

1.Изготовить и разместить почтовый ящик

 2.Завести тетрадь для записи на консультацию

 3.Подобрать литературу по вопросам семейного воспитания

 4.Оформить библиотеку

Сентябрь

 Октябрь

Помощь родителям в вопросах семейного воспитания

Тренинг для детей и родителей:

«Доброе животное»

«Мы любим друг друга»

 «Изобрази без предмета»

 «Артисты цирка»

 «Превращение ладошки»

 «Круг друзей»

1.Увеличить время совместного пребывания родителей и детей

 2.Обучить родителей: прислушиваться к детям, и их чувствам

Ноябрь

 Декабрь

Повышение родительской компетентности

1 Беседы с подгруппой родителей об играх, которые знакомят с окружающим миром

 2. Оформление выставки «Игротека в кругу семьи» (совместно с родителями)

Повышение уровня осведомленности родителей о игровой деятельности детей и ознакомлении их с окружающим

Январь

 Февраль

Педагоги глазами родителей

1. Анкета на предмет изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ (Е.Н.Степанов)

 2.День открытых дверей

 3.Почтовый ящик доверия «Пожелания педагогам»

Выяснить пожелания родителей по организации педагогического процесса

Март

 Апрель

Устав семьи и ДОУ

Родительское собрание в форме круглого стола «Основные направления деятельности взрослых в процессе воспитания детей»

Разработать общую стратегию воспитания детей в семье и ДОУ, игрового взаимодействия, познавательного развития

Май

Картина мира

Оформление выставки совместно с родителями и детьми «Мир глазами взрослых и детей»

Обратить внимание взрослых на разность видения мира взрослыми и детьми

                 Консультация для воспитателей на тему:

«Ознакомление старших дошкольников с творческими  профессиями»

   Прежде чем, знакомить детей с творческими профессиями, надо дать представление о том, что такое профессия. Профессия – это труд которому человек посвящает свою жизнь. А что же такое творческая профессия? Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Отвечая на эти вопросы мы осуществляем первый этап ознакомления дошкольников с профессиями. Итак, творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Какие же профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты ( кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры.

   Ознакомление должно происходить поэтапно, от простого к сложному, чтобы ребёнок понял насколько прекрасны эти профессии, но и насколько трудны.

   Начнём с профессии артист. знаменитых артистов знают много людей, ими восхищаются, им хотят подражать. Но это только одна сторона жизни, которая на виду у всех, есть и другая, скрытая от глаз зрителя, наполненная тяжёлым трудом, многочисленными репетициями, ежедневными спектаклями. В чём же состоит профессия артиста? Её основа в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы казалось, будто перед глазами происходит самая настоящая жизнь. Артист во время спектакля должен уметь перевоплощаться в другого человека. У него изменяется голос, походка, манера держать себя. Артист должен обладать великолепной памятью, чтобы запомнить текст, реплики.

   Особенности творчества актёров кукольного тетра состоит в том, что сам он на сцене не появляется, но на сцене действует, двигается кукла им направленная. Самое главное у артиста-кукольника – это его руки. Они должны быть пластичными, гибкими, работа с куклой требует ловкости, силы рук.

   При ознакомлении с профессией артиста предшествует посещение театра, цирка. В группе дети ставят мини спектакли, показывают различные театры, используют игры драматизации. Дети учатся перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям. В основу этому лежит театрализованная деятельность, где активность и творчество детей может проявляться в трёх аспектах:

1) Создание драматического содержания ( заданный литературный сюжет или сочинение собственного сюжета)

2) Исполнение собственного замысла ( умение воплощать образ с помощью разных средств выразительности ( мимики, интонации…) использование профессий - актёр, режиссёр, сценарист.

3) В оформлении спектакля ( декорации, костюмы, афиши, программки ( возможны в использовании профессий – оформитель, костюмер)

   Следующая творческая профессия – художник. Художник – человек который создаёт красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. При ознакомлении с профессией художника ставится несколько задач: дать представление об условиях в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), изобразительных материалов ( акварель, гуашь, масляные краски, холст, кисти, мольберт, палитра ). Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение. Знакомство с профессией художника происходит с помощью рассматривания иллюстраций, слайдов, чтении стихов, слушаньем музыки, наблюдением в природе. Важным этапом в знакомстве с художником в узнавании жанров живописи. В младшей группе рассматривая иллюстрации необходимо произносить слова «портрет», «натюрморт», «пейзаж». В старшем возрасте необходимо проводить тематические экскурсии, игры « Мы идём в музей», где дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

   Ознакомление с профессией художника – портретиста происходит по нескольким этапам:

   На первом этапе: дети рассматривают друг друга, обращают внимание на глаза, веки, ресницы, нос….

   Следующий этап называется « Портрет моего друга» - самый любимый этап у детей. Сначала проводится предварительная работа: вместе с детьми подбираются репродукции картин известных художников с портретами людей различных эпох ( чтобы можно было рассмотреть и сравнить лица, различные причёски, головные уборы, одежду) и фото портреты современных людей. После рассматривания и сравнения дети рисуют своих друзей – это занимательный процесс, в котором дети отображают любимые качества своих друзей.

   Последний этап более сложный, но ещё и более интересный. Дети рисуют себя. Для удобства можно поставить зеркало перед ребёнком, чтобы он хорошо видел себя. После можно устроить выставку, чтобы дети узнали друг друга.

   При ознакомлении детей с творчеством художников – иллюстраторов рекомендуется организовать выставку книг с картинками и без, тем самым подвести детей к пониманию значимости этой профессии. Предложите детям рассмотреть иллюстрации двух – трёх художников к одной и той же сказки. Обратите внимание детей на то, что по разному художники изображают одних и тех же героев. Попытайтесь подвести детей к пониманию того что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица, но и цветом, колоритом, где можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущения счастья. Особое внимание уделяйте контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных деревьев, и этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Дать представление о том, сто создавая иллюстрацию, художник учитывает жанр литературного произведения ( сказка, юмористическое произведение, потешка) и использует разные средства выразительности. Предложите детям самим создать иллюстрации к произведениям и рассмотрите из многообразие и красоту

   Следующая профессия – скульптор. Скульптор – это художник, который создаёт скульптуру. Что же такое скульптура? Скульптура ( произошла от латинского слова «вырезать, высекать, ваять» ) – это объёмное изображение выполненное в разных материалах ( камне, гипсе, дереве, глине, металле ). Как же работает скульптор? Сначала он на бумаге рисует эскиз скульптуры, затем изготавливает модель из мягкого материала ( глины, пластмассы).

   После он сам или с помощью рабочих- специалистов «переводит» скульптуру в другой материал.   Детей старшего возраста необходимо научить различать скульптуру малой формы (изготавливаются для украшения помещений) и монументальную скульптуру ( памятники, монументы) изготавливают для украшения парков, скверов, площадей..) они бывают из камня, металла, бронзы. Подвести детей к пониманию замысла скульптора, видеть характер образа, его настроение ( грустный, задумчивый, весёлый). Предложите детям рассмотреть скульптуры, провести экскурсии к памятникам, рассмотреть репродукции, слайды. Существует сюжетно – ролевая игра «Скульптор» где дети создают сами «скульптуру». С этой целью один ребёнок становится скульптором, а другой – тем самым «материалом», из которого создают скульптуру. Скульптор ставит «скульптуру» в определённую позу, находит необходимое движение рук, ног… затем дети меняются местами. Эта игра на практике позволяет понять пути создания выразительного образа.

   Ознакомление с профессией архитектора происходит с помощью иллюстраций, изображающие различные сооружения, экскурсии, прогулки, где дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривание фотографий, использование практических умений ( строить из имеющего в группе материала здания, мосты, улицы города… )использование полученных знания в рисовании, лепке, аппликации. Дать знания, что архитектор сначала строит дом в уме (придумывает), затем рисует свои задумки в чертежах. Главная задача архитектора чтобы его сооружение было красивое, прочное и имело пользу. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия.

   Какие же задачи стоят при ознакомлении с творческими профессиями:

1) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде.

2) Расширять представление и знания о профессиях.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.

Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...

Проектная работа на тмеу:"Развитие у детей представления об овощах".

Проектная работа на тмеу:"Развитие у детей представления об овощах"....

Презентация "Проектная деятельность - как средство позновательно - речевого развития и творческих способностей детей с ЗПР" Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей.В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов...

День Космоса Проектная работа по Физическому развитию Для детей средней и старшей подготовительной к школе групп на тему: «Неделя космонавтики»

  Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, устройстве солнечной системы, освоении космоса людьми и о российском празднике...

Проектная работа на тему: «Развитие и реализация музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музицирование»

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности, которая является одной из форм приобщения детей дошкольного возраста к совместному коллективному музицированию. Е...

Проектная работа по Физическому развитию для детей средней и старшей подготовительной к школе групп на тему: «Неделя космонавтики»

Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о ...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»

Тема: Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования.Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.Срок реализации проекта: октябрь 2021...