Конспект Организованной образовательной деятельности "Помогаем Зайчихе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект содержит материал, который поможет при решении задач по развитию речи детей. Основная цель: совершенствование грамматического строя речи. Так же решается ряд воспитательных задач: дети учаться сопереживать, оказывать помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

                                                                                 Воспитатель: Шашкова Е.Н.

«Помогаем Зайчихе»

 Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение, двигательная.

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

Познавательные:

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении;

- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками;

- Формировать умение составлять простые и сложные предложения;

- Уточнить принцип употребления пространственных предлогов;

- Формировать умение рассказывать о ком либо, придумывать сказки;

Воспитывающие:

- Прививать интерес к живой природе, её обитателям;

- Вызывать сопереживание, желание помочь;

Развивающие:

- Способствовать развитию мелкой моторики;

- Развивать представления о жизни диких животных;

- Развивать умение поддерживать беседу;

- Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

Здоровьесберегающие:

- Использовать физкультминутки, следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Планируемые результаты:

- Проявляет эмоциональную отзывчивость;

- Проявляет интерес к окружающему миру природы;

- Может рассказать о внешнем виде детёныша животного;

- Проявляет желание принимать участие в игре;

- Отвечает на поставленные вопросы;

- Принимает активное участие в коллективном составлении сказки;

- Принимает активное участие в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, игрушки зайчихи и зайчонка, картинки бельчонка, зайчонка, ежонка, шишка,  половина альбомного листа и набор карандашей по количеству детей.

Содержание образовательной деятельности:

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, послушайте, мне кажется, кто-то плачет.

Достаёт игрушку – Зайчихи.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мне зайчиха рассказала, что её сынок пошёл гулять, и до сих пор его нет дома. Скажите, а как назвать её ребёнка?(зайчонок)

(Ответы детей)

Воспитатель: Назовите, как мама зовёт его ласково? (Зайчонок, заюшка, зайчишка)

Воспитатель просит детей среднего и низкого уровня развития речи повторить сказанные детьми слова.

(Ответы детей)

Воспитатель: А зайчиха-мама мне сказала, что она его зовёт Листопадничек, так как он родился осенью. Он очень маленький, глупый, он пропадёт в лесу. Ребята, давайте поможем зайчихе найти её сыночка. Но как мы его узнаем? Расскажите, какой зайчонок.

(маленький, пушистый, длинноухий, с раскосыми глазками, прыгает, грызёт)

(Ответы детей)

2.Игра

Воспитатель:

У зайчонка ушки чьи?  Заячьи.

У лисички?   Лисьи.

У белочки?  Беличьи.

У волка?       Волчьи.

У медведя?  Медвежьи.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Воспитатель: Ребята, давайте представим себя в нашем лесу. Мы в нём бывали не раз. Здесь мы и будем искать зайчонка Листопадничка. А где он может прятаться? (в овраге, в ямке, под кустом, за деревом, на пеньке).

Ответы детей.

Ставит на фланелеграф картинку бельчонка.

Воспитатель: Ребята, это сынок зайчихи?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это не зайчонок?

У зайчонка шубка серая, а у бельчонка рыжая, у зайчонка уши длинные, а у бельчонка короткие и на концах кисточки. И.т.д.

Дети с помощью воспитателя проводят сравнение бельчонка и зайчонка.

Воспитатель, обращаясь к детям со среднем уровнем развития речи, задаёт вопросы:

- Какие у бельчонка уши? А у зайчонка?

- Бельчонок прыгает по деревьям? А зайчонок?

И т.д.

3.Игра

Воспитатель показывает еловую шишку.

Воспитатель: Я думаю наш бельчонок шишке будет рад, а нам она поможет поиграть. Передавая её друг другу, называйте как белка передвигается по веткам: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель: Идём искать зайчонка дальше.

Выставляет картинку ежонка на фланелеграф.

Воспитатель: Может это сын зайчихи?

Дети так же проводят сравнение ежонка и зайчонка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Воспитатель: Идём дальше.

Ставит картинку зайчонка.

Воспитатель: Это сынок зайчихи? (Да!)

Воспитатель: Кто мне расскажет, какой зайчонок?

Ребята по желанию описывают зайчонка.

Он маленький, пушистый. У зайчонка длинные ушки, чёрные глазки. Он умеет прыгать, любит грызть морковку. Зайчонок любопытный, шустрый, весёлый, глупый. Нельзя без мамы убегать в лес.

При составлении рассказа детьми с низким уровнем развития речи, воспитатель использует дополнительные вопросы, предложения – подсказки.

4.Игра

Воспитатель: Помогите мне рассказать, как играет зайчонок.

Он весёлый – играет весело;

Быстрый – быстро;

Громкий – громко;

Звонкий – звонко;

Шумный – шумно.

Воспитатель: Это картинка зайчонка, а вот и он сам.

Достаёт игрушку зайчонка.

Воспитатель: Ребята, что сделала мама зайчиха, когда увидела зайчонка.

(Обрадовалась, засмеялась, улыбнулась, обняла, поругала).

Ответы детей.

Воспитатель: Во многих русских сказках мы встречаем заиньку, зайчишку. Давайте вместе сочиним короткую сказку о зайчонке, а я её запишу и потом мы её прочитаем детям младшей группы.

Дети с воспитателем составляют сказку, воспитатель записывает.

Воспитатель: А сейчас возьмём карандаши и нарисуем иллюстрации для нашей сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа

В наше время актуальна проблема защиты прав детей.  Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа

Конспект "Путешествие за названием группы"  поможет  достигнуть  следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...