Песочная терапия в речевом развитии
презентация к занятию по развитию речи (средняя группа) по теме

Котикова Юлия Владимировна

 

        Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии в речевом и познавательном развитии дошкольников.

        Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

        

Песочные игры по речевому развитию.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Воспитатель дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Воспитатель стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

Связная речь

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Воспитатель рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, воспитатель (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Песочные познавательные игры.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Цель: Ознакомление  с  окружающим   миром,   развитие  мышления, речи, моторики.

Ход игры:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.

Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

ГОСТИ В ОГОРОДЕ

Цель: Ознакомление  с окружающим  миром,   развитие  мышления, речи, моторики.

Стимульный материал: Игрушечный домик, песочница, фигурки Вани, Козы, Петуха, Барана, Зайца, овощей, счетные палочки - заборчик.

Ход игры:

Взрослый рассказывает историю:

Нынче Ваня очень занят –

У него не счесть забот,

Грядки нынче полет Ваня,

Поливает огород.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок,

Ох, устал я отчего - то,

Ох, пойду посплю часок.

Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот -

Только лег на лавку Ваня –

Гости входят в огород.

- Это я, Коза Козловна!

Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выберет Коза?)

- Это я, Петух Петрович!

Ку-ка-ре-ку-у-у-у – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что заберет Петух?)

- Это я, Баран Бараныч,

Бе-е-е-е – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выберет Баран?)

- Это я, Косой Зайчишка!

Скок - поскок, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выбрал Заяц?)

Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот,

Только встал с скамейки Ваня –

Гости мигом из ворот.

- Где морковь, а где капуста?

Лук исчез, пропал салат...

Ох, беда, на грядке пусто –

Кто же в этом виноват?!

-Ты один и виноват!

По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки - помочь Ване сделать забор из цветных палочек.

Так что же понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".

3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

куклы-человечки;

здания: дома, школы, церкви, замки;

животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;

машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;

растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;

символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

сказочные герои: злые и добрые;

живая зелень и пр.;

домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;

пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей "коллекции". Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из "Киндер-сюрприза", деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...

Роль песочной терапии в речевом развитии дошкольника

представлен материал для родителей...

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизнен...

Песочная терапия в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование песочной терапиив совместной деятельности с детьми по речевому развитиюПесочная терапия.Играть с песком можно не только на улице.Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ разви...

Проект "Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей"

Цель: создание благоприятных условий  для развития речи детей через использование метода песочной терапии.Задачи:-развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;-снимать ...

Самообразование «Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей старшей группы ТНР».

Цель:  Повышение  профессионального мастерства и компетентности при использование метода песочной терапии с детьми  старшего дошкольного возраста....

Использование песочной терапии в речевом развитии детей

      Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уров...