Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Бардычевская Алина Александровна

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арт-терапии. Другими словами – лечение песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_risovanie_peskom.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

(представиление)

Наступила весна! Стало ярко светить солнце. Весенние солнышко хочет поделится с нами своими теплыми, добрыми лучиками. (раздаём лучики педагогам)

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арт-терапии. Другими словами – лечение песком.

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии говорил:

«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

*моделирование игр-сказок,

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

- Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

*географические игры.

*фантастические игры.

*исторические игры.

*игры-экскурсии по городу.

- Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

- Игры на расширение словарного запаса

- Игры на развитие фонематического слуха«Лепим буквы»«Превращение букв»«Найди звук»«Кто это был?»«Какой звук лишний» и др.

- Игры на развитие связной речи: «Пряталки»«Мой город» и др.

- Игры на освоение навыков чтения и письма«Найди буквы и сложи слоги и слова»«Слепи букву»«Фея ударения»«Построй ступеньки» и др.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, Желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

В своей работе мы уделяем большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно используем песочные игры, которые разделили на несколько групп.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Сейчас мы приглашаем к столу тех, у кого жёлтые лучики

Начинаем наши игры!

Подвигайтесь – ка вперёд!

До чего же вы, ребята,

Удивительный народ!

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.

В этом мы сейчас с вами убедимся.

Сейчас мы приглашаем к столу тех у кого оранжевые лучики.

Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.

Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, море, океане,

И водопроводном кране.

Полосатый босоногий

Шлёпал дождик по дороге.

Озорник на всякий случай,

Был привязан к маме туче.

Дождик, дождик моросит

В листьях клёна он шумит.

Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).

На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют).Одновременно проговаривают«У меня грустное настроение, потому что…»

Существует похожая игра «Победитель злости»: мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям).

Приглашаем за стол тех у кого лучики красные.

По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, мы предлагаем вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведём,

Названия цветов на слоги разобъём!

Один слог – в верхнюю сажаем,

Два слога – в центре оставляем,

Три слога – в третью грядку.

Теперь сажаем по порядку.

(Односложные слова: мак.

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).

После выполнения задания –вопросы:

- Опишите цветок по цвету, форме.

- Где растёт этот цветок?

- Какие цветы больше всего нравятся вам?

Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».

Сейчас мы приглашаем по 2 участника с разными лучиками.

Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.

Ну вот теперь наша клумба с цветами огорожена, но не хватает деревьев давайте мы их посадим.

Затем каждому педагогу предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, педагоги проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…

Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? Расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Сегодня мы показали вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.

Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?

Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Рефлексия:

Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. И на прощание мы хотим предложить вам на своих разноцветных лучиках написать пожелание и вернуть эти теплые, весенние лучики нашему доброму солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...

Роль песочной терапии в речевом развитии дошкольника

представлен материал для родителей...

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников...

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехникив познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»

laquo;Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»...