Развитие речи детей в раннем возрасте
статья по развитию речи по теме

Росинская Алла Михайловна

Статья посвещена методам работы с детьми в ясельной группе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_rannem_vozraste.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Развитие речи детей в раннем детстве, как важнейшее средство общего психического развития ребёнка

Составила воспитатель

1-ой квалификационной категории

Росинская Алла Михайловна

Санкт-Петербург

2017 г.

Своевременное формирование грамматического строя языка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Тему  «Развитие речи ребёнка» я выбрала потому, что это один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребёнка, которому предстоит жить в огромном и увлекательном мире. Это ко многому нас обязывает. Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребёнка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль, как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребёнка.

Мне нравится наблюдать за развитием детей. При поступлении в ясли многие дети говорят очень мало слов, у них очень маленький словарный запас. В течение года на твоих глазах ребёнок становится совершенно другим интересным человеком. Дети начинают грамматически правильно оформлять предложения. Воспитателей и няню они называют уже не «тётя», а по имени и отчеству.

В ясельной группе развитие речи начинается с раздевалки, с того момента, когда мама или папа привели своего ребёнка в детский сад. Воспитатель здоровается, с ребёнком, спрашивает, как он дошёл до детского сада, что видел по дороге. В эти первые минуты нахождения в детском саду и общения с воспитателем уже происходит развитие речи ребёнка. Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние, настроение окружающих его взрослых.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи.

Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребенок не может освоить самостоятельно.

Программное содержание, предлагаемое детям на всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними и самостоятельных игр в быту.

Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. В группе имеются различные пособия для проведения занятий по развитию речи. Например: фланелеграф, куклы би-ба-бо, настольный театр и другие.

Уровень развития речи детей в два года:

  1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы;
  2. Выполняют просьбы взрослых, состоящих из двух частей;
  3. Понимают значение пространственных предлогов (положила на стол, сядь на диван).

Уровень развития речи детей в три года:

  1. Самым важным отличием речи трёхлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи;
  2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
  3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения.

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений.

К трём годам при нормальном развитии ребёнок осваивает, все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова. Для речи трёхлетних детей характерна фризовая речь. Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребёнка в сфере словообразования, удовлетворяют естественную потребность ребёнка в игре со словом.

Окружающий мир привлекает ребёнка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам. Ребёнок практически осваивает всё, что находится в пределах досягаемости и попадает к нему в руки. Предметы ближайшего окружения являются для него источником любопытства и первой ступенью познания мира.

Особый интерес дети проявляют к людям, действующим в окружающем мире, выполняющим какую-то работу. На протяжении второго – третьего года жизни совершается переход от внешней эмоциональной стороны познания мира к приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения к жизни людей.

На третьем году жизни ознакомление с  окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер.

На третьем году жизни дети охотно вступают в разговор со взрослыми.

Общение с детьми в группе происходит постоянно, в течение всего дня. Я своими словами настраиваю детей на предстоящий процесс – будь это режимный момент, занятие или игра.

Во время приёма пищи обязательно спрашиваю, что будем кушать.

Занятие по развитию речи привожу в три этапа. Первая часть – вводная, игровой момент. Вторая часть – основная, и заключительная, закрепление материала.

В группе созданы условия по развитию речи. Подобран иллюстрированный материал по темам: «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные», а также сказки на фланелеграфе «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», книжки раскладушки.

Я провожу занятия по развитию речи с сюжетными картинками. Вначале я ставлю картинку для рассматривания детям на уровне глаз, чтобы всё было видно. Даю время рассмотреть картинку. Затем задаю вопросы. Если ребёнок не может ответить на данный вопрос, задаю другой и помогаю ребёнку ответить. После каждого ответа ребёнка нужно похвалить, похвала даёт ребёнку уверенность в себе. Стараюсь, чтобы все дети могли ответить на вопросы. В конце занятия я даю подробный рассказ о картине. После рассказа картина остаётся в  группе, ещё на некоторое время.

Большие возможности для развития речи представляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращению детей к воспитателю. Большое значение уделяю играм детей с куклами, воспитываю доброе и заботливое отношение к ним, как к маленьким детям: укладывание куклы спать, кормление, купание, лечение, одевание.

Развитие речи ребёнка так же во многом зависит от родителей. Мы должны работать вместе, дополняя друг друга.

Начиная с 3-го года жизни, а также в последующие годы процессу речи благоприятствует так называемый «возраст почемучек». Посредством терпеливых ответов на вопросы «что это?», «почему?» и т.д. и мы должны  содействовать созданию равновесия ребёнка, уверенности в себе и явного прогресса в отношении общения и познания. В общении становятся всё более живым и красочным.

В этом возрасте намечаются индивидуальные особенности в зависимости от способностей и окружающей среды. У одних воображение кажется скудным: они едва осмеливаются показать верную почву реальности: другие фантазируют в удивительно пластичных и живых образах.

По мере взросления ребёнок убеждается в том, что его истории  и рассказы должны быть правдивыми. Но пока что он не может устанавливать различия между действительностью, фантазией, видимостью и правдой. Для ребёнка весь мир является реальностью.

Развивая речь наших детей, мы делаем их жизнь более насыщенной, красочной и интересной. Подрастая, они сторицей отблагодарят нас любовью и лаской, заботой и вниманием, своим чутким отношением к нам, всем тем, чем мы наградили их в детстве. Не зря гласит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». Обращаясь к родителям своих воспитанников, я всегда советую им не скупиться на ласку, не жалеть времени на общение со своими детьми, сочувствовать их переживаниям, а не отмахиваться, как от пустяка, обращаться к ребёнку с положительным радостным настроем и пожинать в будущем щедрые плоды своей родительской заботы.

Используемая литература

  1. Занятия по развитию речи. Гербова В.В.
  2. Раннее детство: познавательное развитие. Л.Н. Павлова
  3. Раннее детство: развитие речи и мышления, речь и речевое общение детей. Л.Н. Павлова, А.Г.Арушанова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вот и новый теремок! И красив он и высок! НООД-игра по развитию речи детей группы раннего возраста

Цель: закрепить знания детей русской народной сказки "Теремок", побуждая детей к повторению и проговариванию вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; вводить в активный словарь детей слова, встреч...

Консультация для воспитателей -Развитие речи детей в раннем возрасте

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ...

Развитие речи детей в раннем возрасте

В материале говорится как помочь ребенку правильно говорить...

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Занятие по развитию речи детей группы раннего возраста "Жил-был зайчик"

Конспект НОД по развитию речи младшей группы «Жил-был зайчик»  Цель: - развивать у детей речевые навыки посредством пальчиковых и подвижных игр. Задачи:- содействовать пониманию сюжета ...

Особенности развития речи детей в раннем возрасте (консультация для родителей)

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а п...