Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи по теме

Сайфетдинова Клара Джавдятовна

Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_obraznoy_rechi_doshkolnikov.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

В программе «Детство» и в программе «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О.С., Сохин Ф.В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).

В работе над лексической  стороной речи дошкольника  мы делаем акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей. Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т.п.

Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно. Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций, их роль в построении связного высказывания.

Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводим на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности. 

Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. При этом соблюдаем одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста - осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, мы предлагаем ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное. Например: выражение «клевать носом» дети понимают как - «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют». Разъясняем значение выражения «клевать носом»:  выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это  значит, клонить голову, очень хотеть спать. В своей работе мы используем наглядность, примеры из художественных произведений.

В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками  учим их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.

Основным «инструментарием» являются игровые упражнения:

-«Скажи по-другому, по-сказочному»,

-«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»

-«Распутай пословицу»,

-«Какая пословица здесь спряталась?»,

-«Добавь слово»,

-«Назови одним словом»,

-«Кто больше скажет?».

Задачи развития образности речи в нашем детском саду решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.

Для непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой отбираем произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания, целью которых является:

-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

-соединение сюжетов произведений разных жанров;

-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

-соотнесение содержания текста с  музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.

-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаем упражнения на развитие умения видеть и  понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.

Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.

Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Эффективен и интересен опыт работы по формированию образной речи в процессе кружковой работы в «Школе экскурсоводов». Эта работа ведется с целью организации интерактивных выставок в детском интерактивном музее.

Одной из основных задач «Школы экскурсоводов» является работа над грамотной, выразительной, образной речью. Занятия в «Школе экскурсоводов» помогают детям овладеть ценными качествами, знаниями, умениями и навыками человека современного общества, такими как: свободное, непринужденное общение со сверстниками и взрослыми; умение грамотно и лаконично строить свою речь; пользоваться в своей речи образными словами и выражениями. Искусство красиво говорить – важное достоинство экскурсовода. Умение пользоваться силой и интонацией голоса, образными словами и выражениями, выдерживать паузы, задавать вопросы, кратко и понятно отвечать на них – все это притягивает слушателей. Одной из таких экспозиций в детском интерактивном музее была выставка «Земляничкины языковеды», где юные экскурсоводы знакомили гостей: родителей, сотрудников  детского сада,  детей старших групп с культурой языка и речевого общения, рассказали о том, как появилось то или иное слово или выражение в русском языке, раскрыли тайны древних  слов.

Наиболее эффективной формой в формировании образной речи детей в нашей практике также стала проектная деятельность. Успешным оказался проект «Там, на неведомых дорожках» по творчеству А.С.Пушкина, основной целью которого являлась:

-знакомство детей с творчеством великого русского поэта;

-понимание выразительности речи при восприятии произведений поэта;

-развитие образной связной речи при составлении рассказов  и сказок.

При реализации проекта «Учимся по сказкам» детей мы не только знакомили с русскими народными сказками, но и ставили задачи замечать в тексте слова-сравнения, «необычные» слова, используемые автором, подбирали эпитеты для характеристики героев. Таким образом мы постепенно подводили детей к желанию и умению  к  сочинительству. Результатом  стала презентация сказки «Путешествие одуванчика», сочиненной самими детьми для родителей и детей.

Литературные викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Пример тому: ежегодное проведение литературной викторины «Сказочная тропинка» в старших и подготовительных группах. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.

В формировании образной речи наряду с традиционными формами и методами нам помогает внедрение в процесс непосредственной образовательной деятельности дошкольников современных информационных технологий. Применение интерактивной доски выводит процесс деятельности на новый уровень, решает проблемы поиска путей и средств активизации речи детей, а мультимедийные игры также способствуют повышению эффективности формирования образной речи.

Главным стимулом развития речи, на наш взгляд, является создание условий для проявления речевой активности, которые мы постарались создать в группах.

В каждой группе представлены словари пословиц и поговорок, фразеологических оборотов, оформлены дидактические игры: «Антонимы», «Синонимы», «В гостях у сказки», «Сказочный герой», «В мире мудрых пословиц», «Веселые словарики» с детскими «объяснялками» пословиц и поговорок, фразеологических оборотов.

Для эмоционального  осознания образных средств изготовлены персонажи: Сравнилочка, Объяснялочка, Уменьшалочка, Увеличалочка.

Таким образом, практика показывает, что все формы работы в процессе формирования образности речи детей вполне оправдывают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...

Особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте....

Статья: "Особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с НОДА."

Особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с  НОДА...

Презентация "Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

В данной методической разработке представлена презентация на тему "Особенности формирования свзяной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....