ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Ашихманова Лариса Николаевна

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrish.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

Культура речи - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Образная речь является составной частью культуры речи. В это понятие включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение

использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т.п. C.JL Рубинштейн отмечает, что речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей.

Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Вопросами развития образности речи занимались многие ученые, но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере.

Для выявления особенностей образной речи детей 6-7лет мы использовали методику обследования Гавриш Н.В. За основу были взяты три серии заданий (1 серия заданий направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов; 2 серия заданий - направлена на выявления понимания детьми смысла пословиц; 3 серия заданий - направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок), были определены уровни, по которым оценивались ответы детей. Таким образом, мы выяснили, что у старших дошкольников недостаточно развита образная речь.

Система работы по развитию (восприятию и пониманию) образной речи велась в течении 4 месяцев в двух направлениях:

1.Обучение на специально-организованных занятиях.

-

2.Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни(игры с пословицами и поговорками, игры и упражнения на загадывание и отгадывание загадок, игры и упражнения на закрепление полученных знаний.

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий использования малых форм фольклора в системе развития образной речи с детьми старшего дошкольного возраста. Так же она показала, что планомерное систематическое использование малых форм фольклора в процессе речевого развития детей положительно влияет на речь детей.

Эта работа должна быть построена на следующих принципах:

  1. подбор материала соответствует возрастным возможностям детей;
  2. воспитательно-образовательная работа построена с различными

видами деятельности детей;

  1. использование развивающего потенциала малых форм фольклора не только в детском саду, но и дома.

Использование малых форм фольклора в развитии образности речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Проведенная контрольная диагностика, показала улучшение результатов.

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии образной речи детей вполне оправдывает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов - «сорняков.» Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их вз...