План кружковой работы "Истоки"
календарно-тематическое планирование по развитию речи по теме

Кутняхова Любовь Владимировна

Цель данного плана кружковой работы – расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.

        План дает возможность:

-  поддерживать познавательное отношение к окружающему миру;

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;

- развивать представление детей о культуре, умениях, талантах народа, к  которому мы имеем честь принадлежать;

- познакомить с устным народным творчеством, былинами, сказками, балладами, обрядами и традициями;

- развивать желание узнавать больше о своей Родине;

- почувствовать себя неотъемлемой частью бытия своей родины;

- проявить себя в песнях, в обрядовых праздниках, в декоративно-прикладном искусстве;

- пополнить словарь словами и выражениями исконно народной принадлежности;

- проявить себя творчески;

- почувствовать гордость за свой народ и свою принадлежность к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhkovoy_raboty_istoki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

План «Истоки»

Объяснительная записка:                     

       Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего.

        Цель данного плана кружковой работы – расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.

        План дает возможность:

-  поддерживать познавательное отношение к окружающему миру;

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;

- развивать представление детей о культуре, умениях, талантах народа, к  которому мы имеем честь принадлежать;

- познакомить с устным народным творчеством, былинами, сказками, балладами, обрядами и традициями;

- развивать желание узнавать больше о своей Родине;

- почувствовать себя неотъемлемой частью бытия своей родины;

- проявить себя в песнях, в обрядовых праздниках, в декоративно-прикладном искусстве;

- пополнить словарь словами и выражениями исконно народной принадлежности;

- проявить себя творчески;

- почувствовать гордость за свой народ и свою принадлежность к нему.

        Формы работы с детьми:

- беседы, рассказы;

- чтение произведений устного народного творчества;

- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;

- заучивание пословиц, поговорок, потешек;

- экскурсии в комнату-музей народного творчества и быта детского сада, городской краеведческий музей, в городскую школу искусств;

- рассматривание рукотворных предметов народного быта;

- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;

- прослушивание музыкальных произведений;

- просмотр диафильмов, кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов.

        Календарный план кружковой работы:

1. Старший возраст.

Сентябрь.

  1. «Открой прекрасное в себе»

Цель: познакомить детей с комнатой-музеем в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.

  1. «В доме бабушки Меланьи».

Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.

  1. «Ложки точеные, ручки золоченые»

Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.

Октябрь.

  1. «Марья – искусница рассказывает».

Цель: познакомить с нарядом русской женщины.

  1. «Сенькин кафтан».

Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.

  1. «Оренбургский пуховый платок».

Цель: познакомить с зимними головными уборами.

Ноябрь.

  1. «Веселые деревянные сестрички»

Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.

  1. «Что рассказал Ванюшка».

Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.

  1. «Бычок – смоляной бочок».

Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.

Декабрь.

  1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В.Васнецова.

  1. «Иван – царевич на сером волке».

Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В.Васнецова.

  1. «Три богатыря»

Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости всего народа. Рассматривание репродукции И.Репина.

Январь.

  1. «Рождественские колядки»

Цель: познакомить с обрядовой традицией на Руси.

  1. «Наши подружки – чашки, ложки, кружки».

Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.

  1. «Доброму гостю хозяева рады…».

Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.

Февраль.

  1. «Ах ты, котенька, коток».

Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.

  1. «Что за прелесть эти сказки».

Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.

  1. «Маленькое чудо».

Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.

Март.

  1. Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»

Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.

  1. «Ярмарка игрушек».

Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.

  1. «Веселая карусель».

Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.

Апрель.

  1. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Цель: познакомить детей с великими людьми России, способствовавшими укреплению ее мощи, защите. Знакомство с личностью Петра Первого.

  1. «Мне солдат дороже себя».

Цель: знакомство с легендарным генералиссимусом А.В.Суворовым, защитником земли русской.

  1. «Едет Кутузов бить французов».

Цель: знакомство с героями защитниками отечества. Дать возможность ощутить дух национального прошлого Родины. Рассказ о великом фельдмаршале М.М.Кутузове.

Май.

  1. «Доброта и красота вырастают из одного корня»

Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.

  1. Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»

Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.

2. Подготовительный к школе возраст.

Сентябрь.

  1. «Золотая бревенчатая изба».

Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.

  1. «Казачий курень»

Цель: сравнить русскую избу и казачий курень. Что общего и чем отличаются жилища наших предков.

  1. «Почему Емеля любил русскую печь?»

Цель: познакомить детей со значением русской печи.

Октябрь.

  1. «На златом крыльце сидели…».

Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.

  1. «С природой дружить – голодным не быть».

Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему? Где селились донские казаки? Как донские казаки относились к природе, растениям, донской степи «лазоревой».

  1. «Как играли наши предки».

Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли казачата на Дону.

Ноябрь.

  1. «Бабушкин сундук».

Цель: познакомить детей с женским и мужским казачьим костюмом, особенностями одежды донских казаков.

  1. «Подарок на зубок».

Цель: выяснить, как донские казаки воспитывали мальчиков, почему ратному делу начинали учить с раннего детства.

  1. «По следам богатырских коней».

Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.

Декабрь.

  1. «Песни о героях».

Цель: знакомство с фольклором донского казачества: сказки, баллады, былины.

  1. «Донские казаки – отважные вои».

Цель: дать представление о донских казаках как о защитниках южных рубежей нашей Родины.

  1. «Чарующий мир».

Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь), почему это было важно для наших предков.

Январь.

  1. «Здравствуй, радость сердца, Рождество Христово».

Цель: познакомить с обрядовыми традициями русского православного народа и донского казачества.

  1. «Широкая Масленица пришла – веселье принесла».

Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси и Дону, показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».

Февраль.

  1. «Гой ты, Русь моя родная…».

Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.

  1. «Слава тебе господи, что мы – казаки!»

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым родины. Формировать желание знать о прошлом своих предков, гордиться своей принадлежностью к ним.

  1. «Нет, не перевились еще богатыри на Руси».

Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».

Март.

  1. «Во всех ты, душечка нарядах хороша!»

Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.

  1. «В низенькой светелке».

Цель: Познакомить детей  с бытом русской женщины и с бытом донской казачки.

  1. «На приездинах ты гостя не употчевал, на отъездинах гостя не учествовати».

Цель: Дать представление об умении русского народа трудиться и веселиться. О его таланте собирать, копить, передавать знания поколениям в запоминающемся, интересном виде. Познакомить детей с обрядовым фольклором русского народа.

Апрель.

1.  «Коли с добром – просим в дом».

Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.

2. «Святая Пасха – праздник милосердия».

Цель: Выяснить: доброта - это хорошо или плохо? Чтение рассказа: Н.Манасеина «Тайная милостыня».

  1. «Как на Пасху куличи».

Цель: познакомить с традицией празднования Пасхи на Руси и Дону. Выставка домашних куличей и крашенок.

Май.

  1. «Через прекрасное к человеческому».

Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.

  1. «Добры молодцы и красны девицы».

Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

План кружковой работы

В подготовительной группе очень интересно заниматься с детьми трудовой деятельностью.Они любят шить,вышивать,столярничать,готовить и др. .И  при этом  не только помогать взрослым ,а сами ...

План кружковой работы для детей,проводимой родителями на общественных нгачалах

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.Если моторика развивается нормально,дети на определенных этапах роста выполняют те или иные действия,то нормаль...

План кружковой работы для детей,проводимой родителями на общественных нгачалах

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.Если моторика развивается нормально,дети на определенных этапах роста выполняют те или иные действия,то нормаль...