Интегрированное занятие "Как капелька стала снежинкой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_kapelka_stala_snezhinkoy.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по обучению пересказу детей

старшего дошкольного возраста

Тема:  «Как капелька стала снежинкой».

Цель: Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей.

Задачи:  

Образовательные:

  1. Закреплять умение детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно
  2. Уточнять представление детей о круговороте воды в природе
  3.   Закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи: (произносительной стороны; связной речи, позволяющей свободно вступать в общение с окружающими)
  4.   Проводить подготовительную работу по обучению грамоте
  5.  Создавать в окружении ребенка богатую культурную речевую среду
  6. Активизировать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к результатам своей деятельности
  2.  Воспитывать умение действовать в группе сверстников
  3. Воспитывать гуманное отношение к природе

Развивающие:

  1. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук;
  2. Развивать воображение, фантазию, творческие способности
  3.  Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры
  4.  Развивать умение использовать в речи больше прилагательных, сравнений

Оздоровительные:

  1. Содействовать созданию у детей положительного эмоционального настроения в течение всего занятия

     

     Оборудование. Мольберт, магнитная доска, схема рассказа «Как капелька стала снежинкой», СД, электрический чайник, тарелка, камешки, белая гуашь, кисти, вода, бумажные салфетки.

      Предварительная работа. Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры «Снежинки».

     Ход занятия

  1. Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь». Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционально положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию сказки.

Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.

    Педагог. Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня я хочу предложить вам провести еще одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь». Я включаю чайник.

(Включает чайник.)

     Что сейчас будет происходить с водой?

     Дети. Она будет нагреваться, потом закипит.

     Педагог. Что произойдет, когда вода закипит?

     Дети. Над чайником появится пар.

     Педагог. Почему появится пар?

     Дети. Пар появится потому, что вода будет испаряться.

Над чайником появляется пар.

     Педагог. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.

(Держит  тарелку над чайником.)

Что происходит?

     Дети. Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелку обратно в чайник.

     

(Предлагает детям пройти на стульчики, стоящие перед мольбертом.)

 

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов.

Мы провели сегодня этот опыт не случайно. Мы сегодня будем говорить о чудесах, которые происходят с водой. Я вас приглашаю в гости. Вы принимаете предложение? Мы сегодня совершим путешествие. Посмотрите на эти картинки.( на картинках изображена вода) Что изображено на картинах? Дети объясняют. Воспитатель говорит. что все это вода.

Читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться.

Ни наесться. ни напиться.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

 Педагог. Ребята. А кто знает,  во что превращается вода. Когда она испаряется?

Дети. Она превращается в облака.

Педагог. Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (ответы детей). Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (звучит песня «Облака, белогривые лошадки»),

Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька – горбунка

Другое- на мчащееся авто,

А третье похоже не знаю на что!

- А как вы думаете на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок. Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите.

Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на …».(ответы детей). Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней.

3. Физкультминутка.

 Отдых нам – физкультминутка

Занимай скорей места

Раз – присели, два – привстали

Сели-встали, сели- встали

Ванькой –встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.

 

4. Чтение сказки воспитателем с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ..

Послушайте сказку «Как капелька стала снежинкой».

       Капелька лежала на цветке лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Солнце светило ярко, припекало, и капелька испарилась. Она поднялась на листком лотоса, и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко. Капелька – облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в воздухе. Она встретила множество других капелек-облачков.  Они летели все выше и выше. Высоко от земли воздух становится все холоднее. И капельки стали  собираться вместе и превратились в легкие облака. Ветер гнал облака над бескрайними просторами.    

     Много приключений ждало нашу капельку. Она проливалась на землю теплым дождем. Летела в потоке бурной реки, снова поднималась в небо. Становилась белым облаком или грозовой тучей.

     Но однажды капелька  проснулась, огляделась вокруг и ахнула. Она увидела, что она вовсе не капелька, и даже не облачко, а красивая белоснежная кружевная снежинка. Ей еще предстояло узнать, что зимой капельки выпадают на землю в виде снежинок.

5.Беседа по сказке. Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение словаря глаголов.

     Педагог. Где начинается действие сказки?

     Дети.  Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. .

     Педагог. Что произошло с капелькой?

     Дети. Капелька испарилась.

     Педагог. Кого встретила капелька – облачко?

     Дети. Капелька-облачко  встретила много таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака. Ветер гнал их над бескрайними просторами.

      Педагог. Какие приключения ждали капельку в путешествии?

Дети. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

 Педагог. Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?

 Дети: Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула, она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку,  Капельке еще предстояло узнать, что зимой капельки выпадают на землю в виде снежинок.

   

   Педагог. Понравилась ли вам сказка о путешествии капельки?

   Дети. Понравилась.

   Педагог. Почему?

    Дети.

 Ответы детей

6.Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

 (Ритмичные удары поочередно пальцами правой руки по левой начиная с указательного)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

( ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони)

Но где же снежинки? В ладонях вода?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать).

Куда же исчезли снежинки? Куда?

 (На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

Мелкое потряхивание расслабленными ладонями

7. Рассказывание сказки воспитателем с последующим нацеливанием на пересказ.

Педагог. Сейчас вы подумаете, подготовитесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.

8. Пересказ сказки по частям.    

 9.   Педагог. Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли. Вот так пополняются запасы воды на Земле. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», т.е. воды движется по кругу. С земли на небо, с неба на землю.

10. (Включается звук моря) Входит Фея. Послушайте, что за звуки мы слышим. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах? Это чайки ловят рыбу. Послушайте про них скороговорку.

Чайка за рыбой в море ныряла

Да выныривала

Выныривала, да ныряла.

- Давайте повторим эту скороговорку медленно хором. А теперь попробуйте произнести быстрее. А теперь по одному (дети по одному произносят скороговорку. Воспитатель раздает им за это камешки). Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные, а сейчас положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте словечки.

Если это рыбка- у нее улыбка

Если это рыбочка – у нее….(улыбочка)

Если это рыба - у нее улыба

Если это рыбина – у нее улыбина

Если это рыбище – у нее улыбище

Педагог. Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море (берет в руки корзинку)

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок

В нем прекрасные слова – слова любви, слова добра.

Я знаю слово от которого мир становится прекрасней. Это слово - «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их вы мой кузовок.(дети передают корзинку друг другу и называют слова). Пусть эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их (педагог  с детьми «Рассыпает содержимое корзинки» вокруг). Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.

Педагог.

- А теперь пришло время заняться нашими камешками, превратить их в волшебные.

Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камне   снежинку. Без воды не может быть жизни. И пусть ваши рисунки снежинки - символа жизни превратят ваши камешки  в волшебные. Подарите их нашим гостям, и вы увидите как их лица озарятся улыбками. (дети рисуют, звучит музыка).

Какие разнообразные и чудесные снежинки  у вас получились. Молодцы ребята!

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза ( звучит музыка)

Вот мы и дома. Отрывайте глаза. Вам понравилось путешествие? Как вы думаете, вы изменились? (ответы детей)

Педагог:

Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною-

Все прекрасное, родное.

-  Я вам пожелаю, чтобы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами.

Сюрпризный момент: Я хочу поблагодарить вас за то, что вы знаете много волшебных и добрых слов, и дарю вам волшебных снеговиков,  которые принесут вам радость и удачу.

  1. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По предложению педагога дети рассказывают о том, чему они научились на занятии. Что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия «Капелька» в младшей группе детского сада

Конспект занятия, формирующего познавательный интерес малышей к явлениям природы, совместной поисковой и экспериментальной деятельности, знакомящего со свойствами воды....

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы "Как капелька стала снежинкой"

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группыПересказ сказки «Как капелька стала снежинкой»...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Конспект открытого интегрированного занятия "Из чего снежинка?"

Цель: Закрепить знания о зиме, снеге, снежинках, зимних играх и забавах через музыкально – художественное восприятие.Задачи:Упражнять детей в движениях под музыку.Закреплять знания о сезонных из...

Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности "Стали на год мы взрослее. Игры с Гномом"

ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"Программное содержание:выявить уровень сформирован...

Комплекс сюжетно – игрового физкультурного занятия с элементами стретчинга «Превращение капельки в снежинку»

Комплекс сюжетно – игрового физкультурного занятияс элементами стретчинга«Превращение капельки в снежинку»...