Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Жаргалова Аюна Александровна

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится работать с детьми, имеющими серьезные проблемы в развитии речи, которые оказывают негативное влияние на общее развитие ребенка. Таким детям необходима целенаправленная систематическая работа по преодолению речевых нарушений. Начинать такую работу лучше с младшего (или раннего) возраста, что обусловлено необходимостью профилактической работы и сензитивным периодом развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zkru_doshkolnikov.docx20.58 КБ
Файл artikulyacionnaya_gimnastika.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №102 Калининского района комбинированного вида Санкт-Петербурга

«Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Жаргалова А.А.

Санкт-Петербург

2012

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.

  Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи детей оказывает воспитатель.

  Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков, это является лишь частью этой работы. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой культуры речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы.

  Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников является развитие слухового восприятия, воспитание правильного речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия.

1. Что слышно?

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

2. «На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание различных музыкальных инструментов ( барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

3. «Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

4. «Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

5. «Определи, откуда звук»

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

Воспитание правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание считается неправильным, если

  1. при дыхании подъем грудной клетки, и верх плечевого пояса происходит одновременно.
  2. Втягивание живота на вдохе
  3. Слишком выраженный вдох ртом и носом
  4. Учащенное дыхание с укороченным выдохом
  5. Не сформировано умение делать незаметно добор воздуха.

Содержание работы по формированию правильного речевого дыхания

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

— вдох и выдох через нос;

— вдох через нос, выдох через рот;

— вдох через рот, выдох через нос;

— вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Немое кино”. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Корова”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “му”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), кошка — “мяу” и т. д.).

“В лесу”. Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

Также можно использовать различный материал для развития дыхания. Обязательное условие к пособиям: материал должен быть легким, находиться на уровне рта.

Укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

В младшем дошкольном возрасте необходимо проводить работу по укреплению и развитию артикуляционного аппарата. Если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Роль артикуляторной гимнастики в коррекции нарушений звукопроизношения»

Слайд 2

Мы произносим различные звуки благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.

Слайд 3

По мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело привычное, знакомое, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей» – неясно…

Слайд 4

Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима, чтобы заставить его быть послушным и сильным. Язык – главная мышца органов речи

Слайд 5

Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Для чего выполнять гимнастику перед зеркалом?

Слайд 6

Необходимо повторить упражнения вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем» . Необходимо внушить ему веру в успех: «Я знаю, тебе сейчас трудно, но не у всех все получается сразу! Будет нелегко, но надо стараться». Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза…

Слайд 7

Заниматься нужно ежедневно по 5-10 минут. Во время занятий нужно быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям. Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе гимнастика не имеет смысла. Как нужно заниматься с ребенком?

Слайд 8

Итак, начинаем!

Слайд 9

Упражнения для губ «Улыбка» Губы максимально растянуты в улыбке «Трубочка» Сомкнутые губы вытянуты вперед

Слайд 10

Просунуть язык между зубами и мять его зубами 5-6 раз с произнесением слога «та». Рот открыть и положение языка зафиксировать Аналогично предыдущему, но язык мнется губами с произнесением «па». Пение звука И Упражнения на распластывание языка

Слайд 11

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Игровая форма упражнения

Слайд 12

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. «МЕСИМ ТЕСТО»

Слайд 13

Рот открыт, попеременно фиксировать кончик языка на верхней и нижней губе. Аналогично предыдущему, но кончик языка фиксируется на верхних и нижних резцах. Рот открыт, кончик языка фиксируется за верхними и нижними резцами. «Горка». Язык упирается в нижние резцы и выполняется горка. Упражнения на кончик языка

Слайд 14

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слайд 15

«Чистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 16

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается «КИСКА СЕРДИТСЯ»

Слайд 17

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 18

«Орешек» «Маляры» Кончик языка попеременно упирается в слизистую правой и левой щеки Рот открыт. Кончик языка попеременно упирается в слизистую правой и левой щеки.

Слайд 19

«Лошадки» «Грибок» Пощелкать кончиком языка за верхними резцами Рот открыт, язык всей массой присасывается к твердому небу.

Слайд 20

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Слайд 21

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Слайд 22

Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами, поэтому на данное время логопеды используют не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек, скул и кистей рук.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью − это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формиро...