Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью − это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнет определённого уровня развития. Но, имеет даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносит взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладение речью важна языковая способность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Балахонова ирина Вячеславовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №79»

Воспитание звуковой культуры речи у детей

младшего дошкольного возраста

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью − это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнет определённого уровня развития. Но, имеет даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносит взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладение речью важна языковая способность ребёнка.

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает.  В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т.п. Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает не только то, что совершилось в его присутствие сиюминутно, но и то, что должно произойти. Судят об уровне понимания ребенком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.

Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается 3-4 раза. Ребенок знает название многих предметов: игрушки, посуда, одежда и пр., т.е. в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог на употребляет чаще, чем в, но реже пользуется предлогами из, за). Однако в начале года появившиеся прилагательные мужского и женского рода часто еще не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже единственного числа. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

На третьем году жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действие, совершаемые тем или иным животным («собака спит»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако они становятся всё чаще многословными, с дополнениями («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочинёнными, а  к концу года и сложноподчинёнными, хотя последние употребляют ещё очень редко. Так, к трём годам ребёнок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. Но если содержание сказки не совпадает с его жизненным опытом, то малыш не сможет ответить даже на вопросы. При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать отельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; передать же их содержание в нужной последовательности, логично, самостоятельно не может (хотя некоторые дети к концу году легко справляются с таким заданием). Ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, есть знакомые звукоподражательные слова, способствующие отгадыванию загадки (например, «На болоте живет и квакает: «Ква-ква-ква».Кто это?»).

Несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни, они еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимаются, особенно маленькими собеседниками.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа

подготовка артикуляционного аппарата;

уточнение произношения звука;

закрепление звука в словах, фразовой речи.

          В своей работе я использую следующие приемы для формирования звукопроизношения:

  • Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3-4 повторения);
  • Использование дидактических игр;
  • Использование «Волшебного кубика».

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приему обучения.

  • Игры – инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречаются осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа. По формированию интонационной выразительности речи.
  • Использование стихотворных строк из программных произведений. Я напоминаю отрывок, затем 2-3 раза повторяем его с детьми. Повторение может осуществляться в игровой форме.
  • На занятиях по звуковой культуре речи можно прочитать детям небольшое по объему новое программное произведение; затем я цитирую отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют.
  • Дидактические упражнения типа «Узнай и назови». Например, дети достают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, в названиях которых встречается определенный звук. В определенный момент занятия малыши берут по картинке и называют изображенный предмет, его цвет.
  • Повторение детьми определенных слов из текста, которые рассказывает воспитатель.
  • Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако, в целях воспитания у ребенка вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, если же это возможно – заменять их строчками из народных колыбельных песенок.

 Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую примерную структуру:

  • С детьми проводят упражнения способствующие выработке подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и т.д.) и в какой-то мере обеспечивающие четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном этапе.
  • Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно)
  • Педагог побуждает детей к произношению данного звука (звукоподражания), предлагая 3-4 варианта заданий. Например, вначале дети учатся петь песенку малышки Аленушки, затем показывают горло доктору Айболиту («Открой рот, скажи: ааа»).
  • Детям предлагают 3-4 звукоподражания, в которых имеется отрабатываемый звук.
  • Детей упражняют в произношении звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются рассказ воспитателя; инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детях стихах; дидактические и подвижные игры.

Итак, к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего  речь детей еще недостаточно чистая и внятная.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. В общении со взрослым малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова. Однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Список используемой литературы:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. М.: Детство-Пресс, 2014. С. 125-155.

2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, Под ред. Л.М. Шипицыной. 3-е изд. М.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.

 3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 5-е изд. М.: Академия, 2015. 448 с.

 

5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 208 с.

6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 192 с.

7. Богуш А.М., С.К. Хаджирадева, Е.П. Аматьева Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Минск: Ранок, 2012. 84 с.

8. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-пресс, 2015. 192 с.

9. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 178 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2012. 602 с. 19. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника. Формирование произношения всех звуков русского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 668 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста...