Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гребнева Татьяна Владимировна

Данная статья  поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на  умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить  его сочинять сказку про превращения одного хорошо знакомого предмета в другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Автор Гребнева Т.В.

Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей.

«Волшебные превращения»

      Воображение - это процесс построения образа продукта деятельности еще до возникновения, а так же создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению.

Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.   

Для развития имажинативных способностей и умений предлагается использовать заместители предметов.

В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития \в 3-4 года\ воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Для этого предложите поиграть с детьми в следующие игры: «Живые фигурки», «Водитель такси», «Вывески». «Шкатулка со сказками» Содержание этих игр можно найти в книге М.А.Барташникова «Учись играя» Харьков, «Фолио», 1997 год, стр225\.

Опираясь на полученные умения работать с предметами-заместителями детям можно предложить совместно сочинить сказку про превращения одного хорошо знакомого им предмета в другой, но при условии, что свойства, характерные особенности первого предмета после превращения будут присущи и второму предмету. Предложить проследить, что из этого может получиться.

Примерный ход работы с детьми:

Воспитатель:

- Жила-была двойка. Где она жила?      

  - Двойка жила в дневнике у плохого ученика.

- А как она выглядела?                    

 - Двойка была стройная, красивая.

- Какой был характер у двойки?            

  - Двойка была злая и вредная, потому что ее никто не любил. Двойка была ленивая.

- Послушайте, какой рассказ у вас получился про двойку: «Жила-была двойка. Она жила в тетрадке у двоечника. Двойка Была красивая, стройная и гибкая. Но ужасно Ленивая Характер у нее был злой и вредный, потому что никто ее не любил. Надоело двойке быть двойкой и она превратилась в лебедя. Но характер-то у нее остался прежним. Какой же стала лебедь?            - Лебедь стала красивой, с извилистой шеей, как у настоящей двойки.

- Лебедь жила одна, ведь когда', она была двойкой, другие оценки ее нее любили.

- Лебедь на всех шипела и била крыльями всех, кто к ней подходил. Ведь двойка тоже никого не любила.

- А двойка любила трудиться?        

   - Лебедь ленилась летать и ловить себе рыбу. И однажды чуть не попала в зубы к лисе.

- Ребята, очень трудно жить на свете одному. Давайте придумаем для лебедя выход из сложившейся ситуации. Пусть все закончится хорошо.                            

  - Лебедь научится ловить рыбу и станет летать.

- Ее все полюбят.

- Лебедь перестанет обижать других птиц и ее примут в стаю.

 - И когда пришла пора лебедю превращаться обратно в цифру, как вы думаете, в какую цифру она превратилась?                  

- Лебедь превратилась в пятерку. Ведь пятерка тоже похожа на лебедя.

\Далее воспитатель читает получившийся рассказ целиком, оформляет в книжку. \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметов-заместителей в логопедической работе.

В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой мо...

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.

ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный»     Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...

"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"

Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...

Использование предметов заместителей.

Использование предметов заместителей. Из опыта работы младшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения....

Статья "Использование предметов заместителей в игре"

Важным моментом  в развитии игры у  детей является введение предметов – заместителей.Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владею...

Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей

Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет»   (А.С. Макаренко) Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – он...