Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    Сто тысяч почему живут на белом свете…

    Назарова Вероника Вячеславовна

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.

    Активизация речи детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sto_tysyach_pochemu_zhivut_na_belom_svete.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Сто тысяч «почему» живут на белом свете…»

    Цель:

    Активизация речи детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Учить детей регулировать речевое дыхание;
    2. Знакомить детей с произведениями детского народного творчества – «мирилками»;
    3. Учить детей рассуждать, раскрывая в своих рассуждениях причинно-следственные отношения;
    4. Воспитывать у детей уважительное отношение к чужому мнению.

    Оборудование и материалы:

    Мультипликационный персонаж – кукла Маша; книга сказок; иллюстрации сказочных героев.

    Предварительная работа:

    Знакомство с «мирилками» (детский фольклор), слушание песни - Сто тысяч «почему», отгадывание, загадывание загадок.

    Ход занятия.

    Воспитатель: У нас в гостях Маша, пришла она за помощью, у нее очень много вопросов «почему?». Поможем девочке. (ответы детей)

    Сначала мы с вами проведем разминку.

    1. Речевая разминка
    1. Игра – упражнение «Врасти в землю» на отработку позы уверенного в себе человека.
    2. Упражнения на отработку речевого дыхания путем проигрывания следующих ситуаций:
    1. Раздуть огонь в потухающем костре;
    2. Подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

    (спросить детей, каким при этом будет выдох.)

    1. Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал…»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
    1. Вступительное слово воспитателя. (знакомство с мирилками)

    Воспитатель: Дети, как вы миритесь после ссоры? (ответы детей) Издавна дети мирились друг с другом с помощью специальных слов – «мирилок». Свое название мирилки получили от слова «мир» - мириться. Это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

    Давайте поиграем с Машей в мирилки:

    Мирись, мирись, мирись,

    Больше не дерись.

    А если будешь драться,

    Я буду кусаться.

    Мирись, мирись, мирись,

    Больше не дерись.

    Чаю напьемся,

    Опять подеремся.

    Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

    И я больше не дерусь.

    Ну а если подеруся,

    В грязной луже окажуся.        

    (Маша и один ребенок, держатся за мизинцы и воспитанник произносит мирилку)

    1. Дидактическая игра «Почему и Потому».

    Воспитатель: Жили – были два братца – Почему и Потому. Почему всегда задавал вопросы, а Потому думал и отвечал на них.

    (педагог предлагает детям поиграть в эту игру, он берет на себя роль братца Почему, а дети выступают в роли братца Потому)

    Вопросы братца Почему.

    1. Почему птицы могут летать?
    2. Почему летом идет дождь, а зимой – снег?
    3. Почему не падает муха с потолка?
    4. Почему я там в зеркале, когда я здесь?
    5. Почему медведь может всю зиму спать и не просыпаться? (и т.д.)
    1. Беседа – диалог «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»

    Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

    Сто тысяч «почему» гуляют по планете…

    - Маша ты слышала такую песенку?

    А вы, ребята, слышали эту песенку? Действительно, очень много вокруг «почему». Послушай Маша:

    - Есть загадочные «почему»: почему рыбы живут в воде?

    - Есть сердитые «почему»: почему ты не убрал игрушки?

    - Есть внимательные «почему»: почему ты такой сегодня грустный?

    - Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я сказала неправду? (дети приводят свои примеры таких разных «почему»)

    Вот какие разные «почему» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать – нелегко.

    Педагог своими вопросами вызывает детей на активный диалог:

    1. Почему нелегко отвечать на вопросы?
    2. Почему в мире так много «почему»?
    3. Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему?»

    Давайте вместе с Машей отдохнем.

    Физкультминутка «Зарядка».

    А сейчас все по порядку

    Встанем дружно на зарядку.

    Руки в стороны согнули,

    Вверх подняли, помахали,

    Спрятали за спину их,

    Оглянулись:

    Через правое плечо,

    Через левое еще.

    Дружно присели,

    Пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили руки вниз.

    1. «Путешествие по сказкам», или «В гостях у сказочных “почему”»

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным «почему». Именно в сказках живет так много «почему». Хотите в этом убедиться? Тогда отправляемся в путешествие по сказочной стране.

    (Педагог открывает книгу сказок, называет знакомую сказку и задает детям вопрос. Дети думают, рассуждают, отвечают на вопросы.)

    Вопрос

    Это «почему» пришло из сказки «Снегурочка»: почему Снегурочку так назвали?

    Рассуждение

    Снегурочку так назвали потому, что дед и баба слепили ее из снега.

    Примерные вопросы для рассуждения детей:

    1. Почему Незнайку так назвали?
    2. Почему Дюймовочка убежала от старой мыши и крота?
    3. Как Коту в Сапогах удалось помочь своему хозяину?
    4. Почему в мультфильме «Ну, погоди!» большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем?
    5. Почему Колобку не удалось уйти от Лисы?

    Итог занятия.

    Друзья мои, о чем мы сегодня говорили?

    (ответы детей)

    Для чего нужны слова «почему»?

    Занятие окончено.