Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора «Зов тундры»
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) на тему
У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по которым жили их предки не одно столетие. Они просты и человечны – воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, жил её радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным и добрым. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время новым поколением они не были утрачены. На современном этапе, когда психологическое и физиологическое формирование детей и подростков проходив в условиях жизни в школе-интернате, воспитательную работу необходимо проводить с учетом правил и традиций народа. «Мы уже сегодня убеждаемся в том, что наша молодежь, которая забыла традиции своего народа и не постигла до конца секреты другой цивилизации, начинает жить «белой вороной» между двумя культурами, не принося пользы ни государству, ни обществу, ни себе. Такие люди, в конце концов, возвращаются к исходному, но и там оказываются бесполезными, позабыв даже самое элементарное из жизни тундры» - писала в своих воспоминаниях Е.Г. Сусой. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы. Часть информации, включенной в школьную программу, активно ориентирована на этнокультуру. Урочная и внеурочная деятельность в условиях системы образования является разнообразной. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования
Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора
«Зов тундры»
Воспитатель 3 младшей группы Малькова Н.Н
Цели и задачи:
- познакомить детей с ненецкими сказками;
- формирование интереса и уважения к ненецким традициям.
- открыть детям увлекательный мир культуры ненцев
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим и посмотрим фильм о жизни в тундре, о сказках и повериях. (слайд 1)
Юрий Шесталов писал:
«Слово народное – пламень дыхания.
Слушайте слово с должным вниманием».
(Слайд 2)
Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский как «край земли». В древности поселились на Ямале ненцы, ханты, селькупы. Названия народов произошли от названий мест их проживания.
С севера Ямал омывается Северным ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силён и умён человек!»
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми ненецкими сказками, главные герои которых – животные.
Вот как писатель Иван Истомин сказал:
«Сказки эти не я придумал. Сочиняли сказки люди, народ ещё в те древние времена, когда ещё и книжек не было…Но без сказок нельзя! Скучно жить без них! Вот и придумали их бабушки и дедушки, отцы и матери для своих детей. Чтобы они знали родной край. В котором живут птицы, звери и рыбы – все, чем богата земля. Чтобы учились быть смелыми и честными. Добрыми и умными». (Слайд 3,4)
Воспитатель называет сказки.
«Кукушка», «Хозяин и работник», «Мышка», «Девушка и гагара», «Свинцовая муха», «Три сына»
А теперь ответьте мне на вопрос: Кто является главным помощником оленевода?
Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает.
- кто поможет собрать оленей в стадо?
- кто защитит стадо от волков?
- кто укажет, где заблудшие олени?
Кто ответит? (Дети отвечают – собака) (слайд 5)
Правильно, без собаки оленеводу одному не справится.
Сейчас мы с вами посмотрим фильм о собаках, о том, как они помогают человеку.
(показ фильма о собаке).
Собака является главным героем многих сказок и преданий.
В ненецком фольклоре очень много сказок о собаке.
Воспитатель читает сказку «Как собака друга искала». (Слайд 6)
Там, где дует ветер с моря
И кружит пороша,
Жил щенок по кличке Хори,
Добрый и хороший.
Он сидел всё время дома,
Мылся чистым снегом
И по тропкам незнакомым
Никуда не бегал.
Но однажды скучно что-то
Стало домоседу,
И пришла ему охота
Побродить по свету.
Только очень в тундре плохо
Одному, без друга!
Над равниной одиноко
Завывает вьюга.
Вдруг песец невесть откуда
Выбежал и просит:
«Мне без друга тоже худо,
Подружимся, пёсик!»
Целый день резвились оба,
Танцевали, пели,
Ночью спать легли в сугробы,
В мягкие постели.
Спит песец, не слышит вьюги
И тревог не знает,
А щенок при каждом звуке
Вскакивает, лает.
И песец оскалил зубы,
Заругался всяко:
«Ты мне спать мешаешь, глупый,
Уходи, собака!»
Наутёк пустился Хори,
Плача от испуга.
В нашей тундре страх и горе
Одному, без друга!
Тут медведь из-под сугроба
Рявкнул добрым папой:
«Будет друг тебе до гроба
Мишка косолапый.
Поброди своей тропою
До весны, дружище,
А весною мы с тобою
Раздобудем пищи»
Сторожит медведь тюленя
По весне у моря.
Терпелив он, но терпенья
Не хватает Хори.
Так уж лает он, без спросу
Прыгая на льдины,
Что тюлень не кажет носу
Из своей душины.
Заревел тут мишка бедный
С голоду и злобы:
«Не хочу с тобою, вредный,
Я дружить до гроба!»
И опять на всю округу
Плачет-воет Хори.
Не найти собачке друга,
Вот какое горе!
На закате тучи рдели
Над землёю вешней.
Шёл куда глаза глядели
Хори безутешный.
Видит – около селенья
Носится мальчишка.
Разбегаются олени
От него вприпрыжку.
Мальчик лезет вон из кожи,
Пот катится градом.
Но управиться не может
Он с оленьим стадом.
Тут залаял Хори звонко –
Так, на всякий случай!
И олени к пастушонку
Все собрались кучей!
Мальчуган сказал спасибо
Хори за услугу.
Оленины дал и рыбы,
Как большому другу.
В нашей тундре скажет всякий,
Что с тех пор собаки
Человеку служат службу
Не за страх – за дружбу!
Воспитатель задаёт вопросы:
- Как звали щенка?
- Почему он пошёл искать друга?
- Кого он первого повстречал?
- Почему песец прогнал его?
- Кого он второго повстречал?
- Почему медведь прогнал щенка?
- Что он увидел около селения?
- Что щенок сделал?
- Кто стал его другом?
Не только о домашних животных сложено много сказок.
Кто из вас скажет, какие дикие животные обитают в тундре?
(дети отвечают, а воспитатель показывает на слайдах изображения животных).
Правильно, - волки, медведи, лисы, песцы и др.
Воспитатель называет сказки о животных (слайды 7,8,9,10)
- «Мышка»
- «Как лиса богатство добывала»
- «Медведь – младший брат человека»
Народ сложил не только о них сказки, но и поговорки и загадки.
На конце холма чернеет уголёк. (Песец).
В густом лесу два уголька носит. (Заяц).
Ходит в тундре зимой холодной очень-очень зверь голодный. (Волк).
Дети отгадывают загадки о животных.
Воспитатель: сейчас я вам прочитаю некоторые народные приметы.
*Если в дом придет чужая блудная собака – к добру, к счастью;
*Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые;
*Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся;
*Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога;
*Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут;
*Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье;
*Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.
(Слайд11)
Вот и закончилось наше небольшое знакомство с культурой ненецкого народа. Вы узнали совсем немного о культуре этого народа, в дальнейшем мы с вами продолжим знакомство.
Список использованной литературы
- Сборник «Северные родники»
- Фото Анисимов
- «Как собака друга искала» - Леонид Лапцуй
- «Из глубины веков» - Е.Г. Сусой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Познавательное занятие с элементами фольклора в средней группе "Удивительное в сказке"
Конспект занятия по развитию познавательной активности детей с использованием экспериментов и знаний о сказках....
Проект "Изобразительная деятельность для старших дошкольников с элементами ненецкого прикладного творчества"
Проектдля старших и подготовительных групп...
Проект "Изобразительная деятельность для старших дошкольников с элементами ненецкого прикладного творчества"
Проект направлен для совместной работы по изобразительной деятельности детей и родителей .Эта наиболее эффективный способ поддержки семьи и образовательных потребностей.При семейном проектирован...
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для детей дошкольного возраста 4-7 лет
Основной задачей изучения ненецкого языка является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения ненецким языком в устной форме. С самого...
Сценарий музыкально – игровой программы с элементами кубанского фольклора «На Кубани нынче праздник» для второй младшей группы
Цели: развивать познавательную активность и обогащать знания детей о народных играх на Кубани....
Сценарий отчетного мини-концерта «Русский и ненецкий фольклор»
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного о...