Давайте знакомиться весело
занимательные факты по развитию речи (средняя группа) по теме

Рогозникова Елена Викторовна

Речевые игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davayte_znakomitsya_veselo.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте знакомиться весело

 

Воспитатель высшей категории

МАДОУ – детский сад

комбинированного вида №4

Рогозникова Е.В.

Как тебя зовут?

Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей. В сознании ребенка оно слито с конкретным человеком так, что является его определяющей и важнейшей частью.

В древности наш предок, человек-ребенок, наделял имя особой магичес-кой силой, рассматривал его как составную часть лица и скрывал от врагов маской. Существовали особые табу на произнесение имени. Так, древние египтяне избегали употреблять имя фараона, а японцам нельзя было называть имя императора. Во многих древних обществах люди подчиненного социаль-ного статуса: рабы, женщины, маленькие дети - не имели личных имен, их обозначали по имени владельца. В некоторых древних сообществах человек мог "заложить", т. е. оставить в залог свое имя, как сейчас закладывают ценные вещи и бумаги. И до возвращения взятого никто не мог назвать его по имени. Воины, идя в бой, оставляли свои имена дома, отдавали их на хранение, прята-ли. В не столь давние времена при обряде братания менялись именами.

Интерес к имени во все времена не случаен. В наши дни он усилился, появилось много различных изданий, посвященных проблемам имени, толкованию и происхождению имен.

Почему бы не использовать особое отношение детей к своему имени для приобщения их к САМОНАБЛЮДЕНИЮ, К САМОПОЗНАНИЮ?

«Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

Обычно малыши гордятся своими именами, любят слушать само звучание имени, особенно произнесенное ласково; сильно обижаются, если взрослые путают имена, «не слышат», когда обращаются ко всем детям сразу, ждут поименных приглашений-обращений.

В сентябре, когда начинает формироваться группа, пригласите детей поиграть в игру «Как нас можно называть?»

Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка. Старших детей можно попросить написать свои имена на карточках, а малышам напишите их сами.

«А теперь, - говорите вы, - по кругу, по очереди будем перечислять всевозможные ласковые формы наших имен. Все имена запишем. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Нико, Колюня и Колюшка, дед называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Друзья во дворе - Колькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть?» Дети подсказывают: Кольча, Николень-ка, Николаша. Колиных имен оказалось одиннадцать!

Дальше сидит Ваня, он перечисляет свои имена: Иван. Ванятка. Ванюшка, Ванечка, Иванка. Ванюша. Дети подсказывают и продолжают: Иванушка, Ивашка. Насчитали девять имен!

За Ваней ждет очереди девочка Саша. Саша сообщает, что дома ее зовут Шурик, Шурочка, Шуренок, Шурка, Сашок и Сашуля. Дети вспоминают, что Сашу называли еще Александрой, Александриной, а Сашин дедушка однажды назвал ее Сашенция!

Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру. Призы достаются владельцу имени с самым большим количеством форм и тому, кто придумал больше вариантов.

Затем можно поиграть в «Путешествие по миру». Вы приглашаете в «самолет» тех, кто хочет посмотреть мир и себя показать. Заранее приготовьте страноведческий материал - буклеты, плакаты, открытки, рекламные издания, географические карты и т. д. Во время «путешествия» дети узнают, как их будут называть по-английски (в Англии, в Америке), по-испански, по-немецки, по-итальянски, по-грузински в соответствующих странах. Например, Ванечка узнает, что он станет в Америке и в Англии Джоном, в Германии - Иоганом, в Испании - Хуаном, в Грузии - Вано, а во Франции - Жаном. Юля обрадуется, узнав, что в других странах ее будут звать Джульеттой, Джулией, Жю-ли. А Машенька еще раньше узнала от мамы, что во всех странах мира детей называют ее именем и звучит оно так: Мария, Мари, Мариам. Катенька удивится, когда узнает, что за границей ее будут звать Катрин, Кэти, Кити, Катэ. Можно рассказать, что первые «музыкальные автоматы», с которыми ходили бродячие музыканты, наигрывали одну-единственную мелодию – «Катрин шарман» («Прекрасная Катрин»), поэтому их стали называть «шарманками».

Через какое-то время усложните игру. Некоторые из детей ездили с родителями за границу и помнят, что родители оформляли заграничные паспорта, а потом проходили проверку документов на таможне. Вот и займемся изготовлением первых «документов». Вместо фотографии можно нарисовать свой портрет. Записи сделает воспитательница под диктовку владельцев «документов». Вот тут-то и окажется, что не все знают свое полное официальное имя, включающее кроме имени и фамилии еще и отчество. Вы расскажите, что у нас на родине принято к своему имени добавлять отчество - имя папы, отца, дополненное частичками -овна, -ович. Мальчики станут папами, и их имя будет еще и отчеством. Как оно будет звучать? А вот от имен девочек отчества, увы, не образуются. Хотя можно поэкспериментировать: как бы это звучало?

А теперь поиграйте в проверку «документов».

Следующий этап работы - поговорить с детьми о том, в честь кого ему дали имя, кого из знакомых зовут так же. Дети узнают, кто такой ТЕЗКА. Тезка раньше почитался как родственник. Есть ли у вашего ребенка великие тезки? Мишиными тезками окажутся и цари, и полководец Михаил Кутузов, и сказочные медведи. А больше всего тезок найдется у Александра.

От разговоров про знаменитых тезок недалеко до размышлений о том, как дети сами собираются прославить свое имя.

А что оно означает? Имя Света похоже на слово «свет», а имя Мила - на слово «милая». Полное имя девочки - Людмила, «людям милая».

Но большинство имен пришло к нам из других языков. Что они значат - можно узнать из словаря.

Можно рассказать детям, что наших далеких предков называли другими именами (сейчас так детей уже не называют): Добрыня, Кожемяка, Ждан.

Имена произошли от прозвищ. В древности человека называли, ПРОЗЫВАЛИ любым словом, выделяющим его отличие от других. Добрый -Добрыня. Прославившийся яростью в бою - Ярослав.

  1. А если Кощей?
  2. Значит, из костей состоит, кости в первую очередь в глаза бросаются.

Здесь уместно поговорить об именах сказочных героев. Почему их зовут Айболит, Несмеяна, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка? Эти «этимологи-ческие» открытия дети способны сделать сами.

На Руси на смену именам-прозвищам пришли имена, которые подбирали детям по специальным спискам - святцам. Имя давалось ребенку в храме во время обряда крещения. Называли его так, как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником ребенка. А день имя наречения называли именинами. Ребенок с удовольствием увидит свое имя написанным. С узнавания букв своего имени начинается пробуждение интереса к чтению.

Развитие речи, упражнения в словообразовании, обучение грамоте на занятиях «Я и мое имя» происходят так же естественно и органично, как органично реализуются и цели нравственного воспитания, воспитания любви к слову, роду, корням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Давайте знакомиться" первое родительское собрание

Конспект родительского собрания«Давайте познакомимся»Реализация программы "Детство" в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом нап...

Конспект праздника-развлечения для детей средней группы "Давайте знакомится"

«Давайте познакомимся».Программное содержание:закреплять знания русских народных потешек, игр; развивать дружеские отношения взрослых и детей, желание развлекаться вместе; воспитывать у детей лю...

Конспект детского семейного праздника «Давайте знакомиться»

Цель:1.     Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.2.     Способствовать соблюдению имеющихся семейных ...

Мини - тренинг для новых сотрудников ДОУ "Здравствуйте - это я! Давайте знакомиться!"

Цель: психологическая поддержка новых сотрудников в период адаптации к условиям  ДОУ.Задачи:·        знакомство участников группы;·...

Давайте знакомиться: группа "Подсолнушки"

Рассказывается о нашей дружной группе, о онаших замечательных детках....