Организованная образовательная деятельность по привитию детям старшего возраста коммуникативных навыков
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Фетисова Лариса Ивановна

С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий речи. Материал занятия поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rifma.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рифмующиеся слова

Цель занятия: закрепить представление о рифмующихся словах, умении искать рифмующие слова, находить их и самим пытаться составить рифмы.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, памяти, подвижности артикуляционного аппарата, связной речи.

Оборудование: игрушки, предметные и сюжетные картинки.

I. Организационным момент

- Ребята, вы любите сказки? Хотите, я расскажу вам сказку об одном мальчике, который из-за своей лени попал в трудную ситуацию и не может обойтись без помощи. Послушайте, может быть, вам удастся ему помочь.

Стоял  Цветочный  городок

У  огурцовой  речки.

И  жили в этом городке

Малютки-человечки.

Здесь каждый делом занят был,

Поэт – писал, а врач – лечил.

Картины рисовал художник,

А сапоги чинил сапожник.

И лишь один малыш всегда

Болтался там без дел.

Он не учился никогда,

Трудиться не хотел.

Совсем не знал он ничего,

Попробуй, угадай-ка

Как звали в городке его?

Конечно же … (Незнайка)

За что б ни взялся он, никак

Не выходило ладно.

Все было наперекосяк!

Обидно и досадно…

Вот раз Незнайка захотел

Заделаться поэтом.

Стихи писать надумал он,

Но не учел при этом:

Чтобы удачным мы могли

Назвать его стишок,

Должны похожи быть слова

В конце соседних строк.

Найти слова похожие

Весьма нелегкий труд.

Поэты, люди умные,

Их рифмами зовут.

И вот Незнайка к нам пришел,

Печальный и в слезах:

«Я слов похожих не нашел!

Запутался в словах!»

Давайте поиграем мы

Похожими словами.

Незнайку тоже позовем

Учиться вместе с нами.

II. Основная часть

1. Стихотворения-добавлялки,  дидактическая  игра  «Подскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает…

(Раздать   детям    предметные    картинки.  У   кого   подходящее   слово,   тот поднимает руку и отвечает)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз)

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

Он мурлыкая поет…

Угадали? Это … (Кот)

Ну и платье: сплошь иголки,

Его носят только … (Елки)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (Мячик)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался … (Зайка)

2. Послушать стихотворение и назвать рифмующиеся слова, дидактическая игра  «Поймай рифму»

В реках Африки живет,

Злой зеленый пароход.

Кто бы в речку не заплыл,

Всех проглотит крокодил.

Летом в огороде – свежие, зеленые.

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

На елочке нашей

Смешные игрушки.

Смешные медведи,

Смешные лягушки.

Грея тоненькие ножки,

Облепили лампу мошки.

3. Подобрать слова-рифмы, дидактическая игра  «Собери цепочку».

Разделить детей на две команды. Задача: подобрать как можно больше рифм к словам

Точка - Ночка  - Дочка – Кочка - Примочка

Печка  - Речка - Овечка

Колечко - Словечко

За каждое подобранное слово к цепочке добавляется одно кольцо. Победителем объявляется тот, у кого цепочка длиннее.

4. Исправить неправильную рифму.  Подобрать слово-синоним в рифму.

Физкультминутка:

Мы веселые матрешки,                                                (приседание)

На ногах у нас ботинки (сапожки).                           (руки на поясе, нога на пятке)

В сарафанах наших пестрых,                                      (поворот туловища)

Мы похожи, словно братья (сестры).                       (покачивание головой)

У нас на фартуках кармашек,                                    (хлопки по коленям)

А в руках букет тюльпанов (ромашек)                     (наклоны, имитация сбора цветов)

5. Отобрать пары картинок с похожими словами.

Д/и «Где чей дом?». (Самостоятельная работа. Раздать детям фигурки домов с нарисованными на них картинками. Задача: поселить в дом животное, чье название рифмуется с названием картинки на домике).

6. Д/и «Путаница» (Рассеянный наборщик перепутал строчки двух стихотворений. Задача: вернуть строчки на место, восстановить смысл).

Мы вчера своих сестер

Положили на забор.

Потрясли, потом побили –

Будет в доме меньше пыли.

Мы сегодня наш ковер

Повели гулять во двор.

На качелях покатали

И мороженного дали.

(Картинки к каждому четверостишию)

III. Итог занятия

Все справились отлично

С нелегкими заданьями,

И вам Незнайка лично,

Стих дарит на прощанье:

Спасибо вам, мои друзья,

За помощь в трудном деле.

Теперь поэтом стану я!

На следующей неделе …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по привитию детям старшего возраста навыков столового этикета

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257288","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257289","at...

Игры-занятия по развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста «Давайте жить дружно»

Игры-занятияпо развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста«Давайте жить дружно»...

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...

Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

С каждым годом в нашей стране увеличивается плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, и наряду с этим растет число дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутеши...

Семейные игры для развития у детей старшего возраста с ТНР социально-коммуникативных навыков в домашних условиях

Уважаемые родители, вашему вниманию, представлены игры на развитие  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР социально-коммуникативных навыков.  Играя в эти игры вместе, вы поможете разви...

Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей

хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...