Разговор по картине В. Васнецова "Алёнушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

  Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.

  Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

   Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №224

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область «Коммуникация».

Развитие речи «Разговор по картине В. Васнецова «Алёнушка»

Старшая  группа

Воспитатель:

Нестерова Светлана Валерьевна

2013год

Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.

Образовательные задачи:

           - Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие задачи:

           - Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.

Воспитательные задачи:

           - Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Используемые методы:

            - наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Аленушка»)

            - словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта);  рассказ – изложение нового материала);

Словарная работа:

                - Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.

                - Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.

Оборудование: картина «Аленушка», книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись  сказки, магнитная доска,  указка, иллюстрации к сказкам.

Организация. Картина «Аленушка» висит на магнитной доске. Дети  сидят параллельно окну.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями.)

В. заводит детей в хоровод:

Осень тихо так шагает

И листочки обрывает,

Под ноги прохожим

Горстками кидает.

Дождь в окно стучится,

А зайти боится.

Песенка про осень

Льётся и струится.

Жёлтый коврик под ногами –

Это осень между нами,

Ходит, золотая,

Листьями играя.

Дети берут стульчики, рассаживаются перед окном в 2 ряда.

- Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки! Посмотрите и скажите, из каких сказок эти иллюстрации.

Демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).

- А в какой сказке есть персонаж коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).

-Хотите встретиться с Аленушкой? Кто нам поможет с ней встретиться? (книга)

-Так мы послушаем про Аленушку, а нам надо так встретиться, чтобы мы ее увидели (художник)

2. Рассматривание картины, чтение сказки.

-Ребята, есть такой художник - Виктор Васнецов, он написал картину «Аленушка». Сейчас мы ее рассмотрим. (В. вывешивает на доске картину).

-  О ком (о чем) нам  рассказал художник?

Дети смотрят, высказывают суждения.

-Почему же мы сразу увидели Аленушку?  (так ее нарисовал) Да, нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.

-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).

-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. А теперь давайте послушаем сказку и решим, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.

- Но аудиозапись сказки в исполнении диктора мы с вами уже слушали утром, а сейчас я хочу вам предложить послушать сказку из книги, такую, какой ее придумал русский народ.

Воспитатель читает сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сказка закончилась и...

3. Сейчас давайте проведем с вами разминку!

Листопад

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.

4. Составление описательных рассказов

- Эту сказку написал русский народ, значит сказка... (русская)

- А как мы еще поймем, что сказка русская (по именам главных героев) 

- Молодцы!

-Так почему же Аленушка такая грустная?

Дети: потому что братец стал козленочком, мамы нет. Потеряла Аленушка братца).

-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.

- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). Простоволосая.

- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)

-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки). Омут.

-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)

-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой!  Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.

- А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.

  • Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
  • О небе? (Небо на картине  хмурое, пасмурное, серое).
  • Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе  желтые, в воду облетают). 
  • Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется). 
  • Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
  • Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло). 

- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.

- Вам понравилась картина? Мы сможем завтра нарисовать осенний лес? Договорились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

"Разговор с богом"

Однажды мне приснилось, что я беру интервью у бога......

Ребенок вмешивается в разговор.

Консультация для родителей.Даны практические советы, которые помогут родителям научить ребенка не перебивать взрослых....

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Составление рассказа по картине "Вот это снеговик!" Форма работы: ситуативный разговор.

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Составление рассказа по картине  "Вот это снеговик!"Форма работы: ситуативный разговор.Цель. Формировать умения составлять рассказ по картине...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....