Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

СТЕШЕНКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.

В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отправиться в путешествие в зимний лес. Воспитатель использует средства ИКТ, предлагает посмотреть картину и послушать музыку зимнего леса. Далее воспитатель предлагает определить  кто оставил следы на снегу на лесной полянке и назвать диких зверей. Затем воспитатель загадывает про зайца загадку, выясняет, что дети знают о жизни зайца зимой, используя мнемотаблицу. Далее воспитатель рассматривает с детьми картину "Зайцы":  дети отвечают на вопросы по содержанию картины и составляют рассказ, придерживаясь плана, предложенного воспитателем. В конце занятия воспитатель организует игру "Волк и зайцы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 7. Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; мнемотаблица «Жизнь зайца зимой», презентация занятия, видеофильм о зайце. П.И.Чайковский Щелкунчик «Еловый лес зимой»

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»

Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.

Ход НОД

  1. Организационный момент. 

Слайд 2

Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. (Смотрим на картину и слушаем музыку.)

Слайд 3

Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу на лесной полянке. Сколько здесь много следов. Как вы думаете какие звери оставили эти следы?

Слайд 4

Воспитатель: Давайте еще раз назовём какие звери проходили по лесной полянке? А следов какого зверя не было на полянке и почему? (медведь зимой спит).

Слайд 5

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном зверьке, послушайте загадку.

Загадка.

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
(Заяц )

Воспитатель:-Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?

(Зайчик, зайчонок, зайчишка)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы. 

Слайд 6 Просмотр видеофильма вне занятия.

Слайд 7

Воспитатель:- А что мы знаем про этих лесных жителей? (Рассказ ребенка о зайце по мнемотаблице) .

  1. .Основная часть:

Слайд 8

1. Рассматривание картины. 

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: Зайцы.

Воспитатель: Какое время года изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?

- Выпал снег, его много, снег глубокий.

- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?

Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.

Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут… 

- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

- Обрадовался ли?

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).

Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.

2. Физкультминутка «зайчик на прогулке».

Позволит ребятам весело провести время и поможет освоить счет до 5.

Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)

3. Составление рассказа по картине:

  1. Воспитатель дает образец рассказа.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

  1. Рассказ детей:
  • рассказ по частям:

- Лесная поляна зимой.

- Заяц-беляк.

- Встреча зайцев.

- Чем закончится встреча.

  • рассказ целиком.
  • Девочки и мальчики соревнуютя.

3. Рефлексия:

Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».

Игра «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-«волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии(Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

Конспект НОД по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»

Конспект НОД на тему:Обучение рассказыванию по картине "Зимние забавы"...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа. Провела Седова О. А. 14.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Разв...

Конспект занятия по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...

Конспект ООД по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"

Конспект ООД по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"...

Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик"

Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик". Цель: развитие связной монологической речи....