Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Лавренюк Ирина Валерьевна

 

Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности.При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку осознание и освоение логопедического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_i.v_lavrenyuk.docx66.96 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МКДОУ д/с № 105

Лавренюк Ирины Валерьевны

В 1998 году я окончила  факультет коррекционной педагогики Московского городского педагогического университета по специальности учитель - логопед.

 

Работала в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для детей с общим недоразвитием речи.

Ведущими целями считаю:

1.          создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2.                подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а)     обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б)    изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в)     систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г)     оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д)     диагностика результативности речевой работы.

Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности.

При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку осознание и освоение логопедического материала.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что в процессе игры мир эмоций очень широк, ребенку только в этой форме поведения дается максимальная возможность проявить свои способности, независимость, инициативу.

При построении логопедической работы в виде игры сравнительно легче можно добиться от детей усвоения материала. В дидактической игре процесс усвоения материала требует от ребёнка большой активности не только прослушивания материала, но и практического применения его для решения дидактической задачи. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания в навыки.

Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их умственные способности.

В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс определяют сами участники, дидактические игры дети получают уже готовыми.

Иногда посредством дидактической игры можно осуществлять привитие определённых знаний и навыков. Например, в игре в «Оркестр» некоторые дети представляют трубачей (ру-ру-ру), ударников, бьющих в бубен (ра-ра-ра), скрипачей (ри-ри-ри). Логопед подзывает к себе постепенно группы музыкантов и вместе с ними произносит соответствующие слоги. Затем поют мелодию знакомой песни на определённых слогах. Дети учатся правильно произносить звук «р», но при этом совершенно не нарушается игровая деятельность.

Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний и умений.

Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять когда это нужно.

Различные слуховые игры и музыкальные загадки помогают интенсивному развитию слухового восприятия. Словесные же дидактические игры помогают детям различать элементы разговорной речи, повышают значение словесных сигналов в формировании детского восприятия, побуждают детей формулировать ответы, что придаёт их восприятию целенаправленный характер.

Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений.

Индивидуальная дидактическая игра, которую организует логопед, создаёт благоприятный условия для непосредственного контакта между ним и ребёнком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.

Придавая огромное значение игре, считая ее вдохновенным исследованием, А. Валлон отмечает, что игра нормального ребенка похожа на ликующее или вдохновенное исследование, в котором психологические функции раскрываются во всех их возможностях.

Луи де Бро-иль игру ребенка приравнивает к научному исследованию. По его словам, игры, даже самые простые, в проблемах» которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях. Не следует думать, что игра для ребенка бесполезное занятие, ведь она приучает ребенка размышлять, видеть, преодолевать трудности, иногда даже хитрить. Нет игры, какой бы наивной она ни была, не имеющей своей тактики и стратегии. Склонность к игре - удел не только детства или ранней юности, любой зрелый человек, каким бы серьезным он ей был, в глубине души сохраняет некоторую склонность к игре. Разгадать загадку, найти слово, заданное шарадой, попытаться обнаружить спрятанную вещь - эти действия аналогичны в некотором роде научному исследованию.

В литературе имеется много материала о роли и значении игры, о её использовании для всестороннего развития и формирования детей.

О        значении эмоционального момента при исправлении недостатков произношения говорится в работе М..А, Александровской, которая подчёркивала, что в основе усвоения детьми речи окружающих; и в том числе звукопроизношения, лежит подражание. Подражание происходит успешнее, если оно связано с эмоциональной, интересной для ребенка игрой.

О.        Голецыова и Л. Клйндова в книге «Игры в детском саду» определили структуру дидактической игры. Для того, чтобы дидактическая игра выполняла свои функции и назначение, ока должна иметь специальную структуру. Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры. В логопедической работе дидактическая игра имеет туже самую структуру.

Т.Б. Филичева, А.В. Соболева разработали методическое пособие по развитию речи дошкольника, где немало внимания они уделяют работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. В пособии представлены варианты дидактических игр, используемых при преодолении ФФН.

Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман. А.Й, Савенков, С.Д. Забрамная, И.Е. Ядрихинская в книге «Подготовка ребенка к школе» дают практические советы родителями и воспитателям по развитию фонетической стороны речи, приводят примеры дидактических игр; упражнений в форме игры по методике АН. Максакова.

В.И. Городилова, М. 3. Кудрявцева подчёркивают, что многие ошибки в письме связаны с недостаточным развитием у детей фонематического восприятия, вследствие чего ребёнок не представляет себе звукового состава слова. В сборник упражнений «Чтение и письмо» приводятся игры для развития у детей анализа и синтеза, что составляет основу письма.

Поэтому считаю, что дидактическая игра  позволяет решать многие задачи, связанные с воспитанием и образованием ребёнка дошкольного возраста.

Таким образом, выбранная нами тема является актуальной в современной логопедии.

Фонетико-фонематическое развитие детей старшего дошкольного возраста (экспериментальное изучение).

Под наблюдением находилось 7 детей в возрасте 5-6 лет, у которых обнаружили дефекты восприятия и произношения фонем.

Приведу характеристику состава группы, изучаемых детей.

1        Лена Ш. У девочки отсутствуют звуки: аффрикаты, йотированные, л и р.. Свистящие звуки заменяет соответствующими мягкими свистящими, шипящие — мягкими свистящими, ц — ть или сь, ч— ть, щ—сь, л —'ль, р—ль.

Некоторые звуки изолированно девочка умеет произносить, но в речи их не употребляет, часто заменяет парными. Например, звонкие заменяет глухими, взрывные—фрикативными. Строение артикуляционного аппарата и слух девочки нормальные

Приведу  образцы произношения слов Леной Ш. с отсутствующими или неправильно произносимыми звуками: сумка— с'умка» замок—с’амок, цапля — с'агош, рука.—л'ука, яблоко — апл'ко, утюг—утук.

Фонематическое восприятие нарушено.

Заключение: дислалия функциональная.

2.        Лена Д. Произношение : Звук с она заменяет на сь, з—сь. Шипящие заменяет двугубным звуком, близким к ф, щ—ф, ж—ф. Аффрикаты заменяютсяь ц- ть или сь, ч—ть, ш—сь. Звук р заменяется либо ль, либо и, Не было озвончения; замены д—т,г— к.

Лена Д. говорит: собака — с'апака, жук — фук, шуба -фуна, бабушка—папуфка, замок — сШок, дуб — туп, рука — л*ука, шар — фяй, чулки—т’ул’ки, щетка—с'етка, нонити (ножницы) и т. д.

Строение артикуляционного аппарата и слух нормальные. Движения артикуляционного аппарата недостаточные. Замедлены движения языка, губ, затруднено движение языка вверх.

Фонематическое восприятие нарушено.

Заключение: дислалия функциональная.

2.        Коля X. У мальчика отсутствуют звуки: аффрикаты, р и л. Свистящие и шипящие он заменяет звуком сь. Аффрикаты заменяет мягкими свистящими; р и л произносит как я и и, реже ль. Наблюдались перестановки звуков в слове.

Мальчик произносит, например, кл'анташ вместо карандаш, сахай —        сахар, забой — забор, кал'авать — кровать, мал'аковъ — морковь, татбус — троллейбус,  абоко — яблоко.

Фонематическое восприятие нарушено.

Строение артикуляционного аппарата и слух в норме. Движения артикуляционного аппарата несколько вялые. Язык при движении слегка отклонялся вправо, с трудом удавалось поднять его вверх и удерживать его. Мальчик до специального обучения при обследовании процессов звукового анализа не умел выделить ни одного звука из слова, не умел услышать, имеется ли он в слове. После специальных занятий Коля Е. научился правильно произносить звуки, а также безошибочно выделять их в слове.

У мальчика стёртая форма дизартрии.

3.        Маша П. При обследовании обнаружено искажение произношения свистящих звуков. У девочки боковой сигматизм, боковое произношение и таких звуков, как л, т, д, к, г. Шипящие она заменяет свистящими боковыми. Звуки ц, ч и щ заменяет сь или ть. Отсутствуют аффрикаты, рил. Звук л заменялся на ль.. Слова с этими звуками она произносит так: с'апака — шапка, кос'ка—кошка, з'ук— жук, ноз'нити—ножницы,' тепь — цепь, тул'ки — чулки, от’ки — очки, с'ука — щука, ясик — ящик, люка — рука, тополь —топор.

Строение артикуляционного        аппарата нормальное.

Подвижность артикуляционного аппарата недостаточная.

Недостаточно развито фонематическое восприятие.

У девочки стёртая форма дизартрии.

2.        Валера А. Речь смазанная. По первому впечатлению казалось, что отсутствует большое количество звуков. При детальном обследовании выяснилось, что многие звуки имеются, но мальчик ими не пользуется в самостоятельной речи. Отсутствуют только йотированные звуки.

Л, Р и все звонкие имеются в изолированном произнесении, но не употребляются в речи.

Слух и строение артикуляционного аппарата нормальные. Движения губ и языка вялые, недостаточные, с трудом удерживает и смена артикуляционных поз, наблюдалось повышенное слюнотечение.

Стол произносит как с'ол, курица — куис'а, утюг—утуг, дедушка—тетус'ка и т.д.

Заключение: дизартрия.

2.        Вова Г. Произношение неправильное. Отсутствуют многие звуки: свистящие, шипящие, аффрикаты, р и л, йотированные.

Все свистящие звуки произносятся смягчённо. Шипящие звуки и аффрикаты заменяет мягкими свистящими, р и л— мягким л. Звонкие согласные изолированно произносит правильно, но в речи часто смешивает с парными глухими..

Проиллюстрирую  произношение отдельных слов. Вова говорит: нозик—ножик, сяс’ка— чашка, пабос'ка — бабочка, полис' — палец, лёз'ик—ёжик и т. д.

Отдельные слова мальчик произносит по-своему, искаженно и непонятно.

При обследовании артикуляционного аппарата отмечено, что у него укорочена подъязычная связка. Язык с трудом поднимался вверх и не удерживался в этом положении. Слух нормальный. Фонематическое восприятие нарушено.

Заключение: механическая дислалия.

3.        Диана К. Произношение искаженное. Все свистящие, шипящие, аффрикаты отсутствуют, они заменяются на т, сь. Л и Р заменяются мягким л. Звонкие звуки произносятся глухо. Нарушено произношение йотированных звуков.

Примеры речи: тапака вместо собака, толок—замок, тук — жук, к л ют —ключ и т.д.

Строение артикуляционного аппарата нормальное. Слух в норме. Движения артикуляционного аппарата несколько вялые. Все звуки, требующие верхнего положения языка, заменялись нижним

положением.

Девочка могла выделить из анализируемого слова только один звук, находящийся в начале слова. Легче всего выделялись гласные звуки. Диана вычленяла их быстро и безошибочно. При различении и выделении согласных звуков очень часто встречались затруднения, которые проявлялись в смешении их с близкими по звучанию звуками.

Например, отвечая на вопрос:

«Какой первый звук в слове гусь?», Диана назвала к.

А в слове горох? - тоже к.

Слово бабушка начинается с какого звука? - с п.

Можно привести еще много примеров смешения, наблюдаемого у девочки при выделении звуков из слова. Например, выделяя первый звук в слове «сумка», Диана правильно выделила с, но в словах «шапка», «шуба» она тоже назвала с и т.д.

Несмотря на то, что звук ш был поставлен и девочка пользовалась им в речи, дифференциация этого звука с другими на слух оставалась нечеткой.

Отбирая картинки, названия которых начинались на согласный ш, Диана отложила: шуба, шарф, сумка, слон, шары, жук щетка, шапка, щука, слива.

Такое выполнение задания говорит о том, что у Дианы не выработалась способность различения отдельных звуков, несмотря на то, что была проведена специальная работа, направленная на исправление произношения.

При обследовании готовности к звуковому анализу было установлено, что дети не умели не только выделить звук, но даже распознать, есть ли он в слове. Слово воспринималось глобально, целиком. Ошибку при произнесении анализируемого слова дети не замечали.

Преодоление фонетико-фонематической недостаточности у детей дошкольного возраста (экспериментальное обучение).

Свою систему воздействия строим совместно с воспитателями групп.

При организации экспериментального обучения исходим из следующих соображений.

Нам приходилось неоднократно обследовать уровень звукового анализа у детей, занятия с которыми ограничивались коррекцией произношения звуков и не содержали в себе специальных упражнений по звуковому анализу.

При этом мы могли убедиться в том, что выработка навыка правильного произношения того или иного звука мало способствовала формированию правильных слуховых представлений о звуковом составе слова.

Только работа по постановке и закреплению правильного произношения звуков не приводит в интересующих нас случаях к желаемому результату'. В случае, когда коррекция звуков не ограничивается техникой произношения, а увязывается с развитием фонематического анализа, обеспечивается преодоление имеющихся у детей недостатков.

В изучаемой нами группе занятия по коррекции недостатков произношения звуков тесно увязывались с обучением различным формам звукового анализа.

Начиная уже с добукварного периода обучения, с практического знакомства с некоторыми гласными и согласными звуками, правильно произносимыми детьми, проводилась усиленная работа по развитию звукового анализа с привлечением акустического, артикуляционного и зрительного контроля.

С самого начала обучения мы побуждали детей правильно произносить звуки, обращать внимание на артикуляционную установку при произношении каждого звука, прислушиваться к его звучанию, т. е. воспитывали осознанное отношение к звукам речи.

Осуществлялось взаимодействие коррекционной работы с процессом обучения грамоте. Оно состояло в том, что дети, приступая к изучению буквы, оказывались в состоянии, благодаря специальной подготовительной работе, произносить и выделять соответствующий звук. Этим обеспечивалась связь между звуком и буквой. После показа буквы работа по формированию звукового анализа продолжалась; при этом создавалась возможность опираться не только на устные упражнения, но и на упражнения с разрезной азбукой. В работе с детьми широко применялись дидактические игры и упражнения по звуковому анализу и синтезу при помощи картинок и разрезной азбуки.

Для обучения умению выделять определенный звук в слове мы использовали наборы картинок типа лото, предметы, игрушки, в названии которых есть звук, подлежащий 'выделению. Задания подбираются так, чтобы искомый звук был сначала в начале слова, затем — в середине, потом — на конце. Приведем пример одной из таких игр.

ЛОТО «ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ»

Необходимы карточки с предметными картинками (по количеству детей). На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего — кружки (для детей логопедических групп -карточки с буквами, по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

А

У

И

О

П

К

Арбуз

Утюг

Индюк

Ослик

Портфель

Краски

Автобус

Удочка

Иголка

Овес

Пила

Карандаш

Ананас

Утка

Иней

Окунь

Платье

Котенок

Аист

Усы

Иволга

Осы

палатка

Кузнечик

Х

С

З

Ш

Ж

Ч

Халат

Скворец

Заяц

Шкаф

Жук

Часы

Хомяк

Сирень

Замок

Шиповник

Желуди

Чайник

хлопок

Сено

(стог)

зонт

Шишка

жираф

Черешня

Хоккеист

Собака

Земляника

Шалаш

Журавль

Черемуха

Ц

Л

Р

Цыпленок

Лягушка

Редис

Циркуль

Ласточка

Рысь

Цапля

Лыжи

Рак

Цифры

Рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным:

а)        предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);

б)        предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);

в)        картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или шапка, жук, шишка, жираф и т.д.).

Ниже приводим примерный набор карточек:

1)        ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски;

2)        утюг — портфель — сирень — замок — шалаш - жук;

3)        арбуз — халат — скворец — цифры — рябинка — чайник;

4)        ананас — удочка — иней - пила

5)        черешня — цапля — редис -ласточка;

6)        собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы

7)        кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус — иней;

8)        хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак — лесенка;

9)        автобус — усы — иголка — овес — шапка — журавль;

10)        цапля — черемуха. — ласточка — рак— заяц -— шарфик.

Под каждым изображением полоска из трех одинаковых клеток. Играют 4— 6 детей. Они получают карточки. Спрашивают, у кого название предметов со звуком [а] (у, о, и, п ...). Тот, кто правильно назовет предмет, получает кружок (а старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, педагог предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.

Работу с разрезной азбукой мы проводили следующим образом. Сначала складывались слова с предварительным анализом, затем с последующим анализом. Составленное слово переделывалось в другое при помощи сравнения звукового состава этих слов и замены одной буквы другой.

Круг упражнений для развития звукового анализа постепенно расширялся путем введения в анализ тех звуков, над которыми велась работа (по постановке звука или уточнению его артикуляции).

Таким образом, в анализе постепенно использовались звуки, которые ранее не произносились детьми или произносились недостаточно четко, плохо дифференцировались от сходных звуков.

Сразу отрабатывалось не больше одного звука. При этом соблюдался принцип последовательности работы над. звуками. Он заключался в том, что при введении в анализ слов с определенным звуком временно исключалось пользование словами со сходными звуками, могущими привести к смешению.

Например, в работе над звуком с не использовались в упражнениях по звуковому анализу и синтезу слова и предложения, где есть звуки з, ш, ж, ц, ч, щ. После того как была достигнута четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых звуков и выработан правильный слухо-речедвигательный образ их и связь между звуком и буквой, переходили к их дифференциации. Таким образом закреплялось правильное восприятие и произношение всех звуков.

Дидактические игры на закрепление правильного произношения звуков.

1.        «Письмо» - картинки на заданный звук лежат в конвертиках. Ребёнок получает письмо и «читает» логопеду, предлагается выделить определённый звук из слова, указать его место в слове.

2.        «Послушай и запомни» - на наборном полотне несколько картинок. Вызванный ребенок стоит спиной к доске и изображений не видит. Логопед называет несколько картинок. Ребенок должен запомнить их и, повернувшись к доске, поставить картинки в заданной последовательности, а затем назвать их.

3.        «Угадай картинку» - на наборном полотне 4-5 картинок. Детям необходимо посмотреть на картинки и постараться запомнить их. Названия картинок проговариваются хором и отдельными детьми. Затем дети закрывают глаза, а логопед поворачивает картинки обратной стороной и, указывая на одну из них, предлагает угадать, что на ней изображено. Угадавший получает картинку.

4        «Закончи предложение по картинке», например на звук [р] - Захар держит в руке...(логопед показывает картинку топор), В зоопарке мы видели...(дети добавляют страуса), Трофим наливает воду в ..{ведро) и т.д.

5.        «Знаешь ли ты эти слова?» - Логопед произносит фразу, не договаривая слоги. Кто первый правильно произнесёт, тот получает фишку. Пример: Вокруг парка за(бор), У нас ледяная го(ра), Под землёй у нас ме(тро), У крота в земле но(ра), С цыплятами ходят ку(ры), Ребята разожгли в лесу кос(тёр) и т.д.

6.        «Соблюдай порядок» - на столе логопеда разложены предметы, в названии которых встречается звук р (или любой другой заданный звук). Логопед вызывает одного ребенка, который должен назвать и показать детям предметы. Далее ребёнок по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Перечень игр можно было бы продолжать.

7.        «Оркестр»

Цель: развивать слуховое восприятие, упражняться в произношении звука «р».

Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая —        скрипачи, третья — ударники. Воспитательница — дирижер. Она показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников; потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра.

Когда каждая группа достаточно самостоятельно поупражнялась, воспитательница начинает «дирижировать». Поет только та группа, на которую воспитательница указывает палочкой. Когда воспитательница поднимает обе руки, «играют» все одновременно. «Оркестр» исполняет 3—4 песни. Потом воспитательница вызывает трех-четырех детей и предлагает им тихо договориться о том, какую песню они будут исполнять и на каком инструменте. Остальные дети должны угадать, какую песню играли. Исполнители сменяются несколько раз.

8. «Статуэтки»

Цель: упражняться в произношении звука «р».

С помощью считалочки выбираются продавец и покупатель. Остальные дети — статуэтки. Они становятся в круг* и каждый изображает что-нибудь или кого-нибудь. Дети-статуэтки не имеют права двигаться. В магазин приходит покупатель, здоровается и выбирает статуэтку. Ту, которую он выбирает, продавец вытягивает звуком — тррр (дррр). Вытянутая статуэтка выполняет какое-либо действие. Например, если ребенок представляет петушка, он кукарекает; если представляет автомашину или мотоцикл, то изображает соответствующее движение и звук. Покупатель платит за статуэтку и забирает ее домой.

Затем выбирают другого продавца и покупателя, и игра продолжается.

9.        «Голубь»

Цель: упражняться в произношении звуков «л» и «р».

Дети выбирают ястреба и хозяйку. Остальные дети— голуби. Ястреб становится в стороне, а хозяйка гонит голубей: «Кыш, кыш!» Голуби разлетаются, а ястреб их ловит. Затем хозяйка зовет: «Гули- гули-гули!»,— и голуби слетаются к хозяйке. Тот, кого ястреб поймал, становится ястребом, а прежний ястреб — хозяйкой.

Голуби время от времени издают звуки «врку-врку-врку» или «влку-влку-влку».

10.        «Воробушки и автомобиль»

Цель: упражняться в произношении звуков «ч» и «р».

Несколько детей—«воробушков»—скачут по дороге и чирикают: «Чик-чирик, чик-чирик». Вдруг на дороге показывается автомобиль. Сначала звук мотора слышен слабо, затем все сильнее. Когда

машина приближается к воробьям, они издают звук «фрр», расправляют крылья и разлетаются.

Дети, изображающие автомобиль и воробьев, после одного-двух повторений игры сменяются.

11.        «Кто (что) летает»

Цель: Закрепить произношение звука «л».

Дети сидят или стоят в кругу. Воспитательница или ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, дети вместе с воспитательницей (ведущим) поднимают руки вверх и говорят: «Летит». Если кто-либо из детей ошибется, на «его налагается штраф, например, он должен прочесть знакомое стихотворение, предложенное воспитательницей. Желательно, чтобы в этом стихотворении часто встречался звук «л». Вариант. Кто (что) плавает?

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.

1.        «Красный — белый»

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование: по два кружка у каждого ребенка (красный и белый).

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

2.        «Где звук?»

Цель. Нахождение места звука в слове. Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок),

Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в нём. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится в соответствующую часть подоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки, В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

3.        «Кто больше?»

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование: сюжетная картина с изображением предметов с определенным звуком.

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания её педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук? (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

4.        «Поймай рыбку»

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии звука (например, р), его место в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

5.        «Кто внимательнее?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков, Оборудование: картинки на определенный звук.

Дети сидят за столами. Педагог показывает картинки и называет их, а дети отгадывают, какой звук встречается во всех словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети определяют общий начальный звук, называют картинки сами и называют другие слова с этим звуком.

6.        «Кто больше слов придумает?»

Цель. Развитие словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование: мяч, фанты.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых он встречается. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное, фанта не получает. Победитель определяется но количеству набранных фантов.

7.        «Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация звуков.

Оборудование: картинки, в названии которых, например, есть ЗВУКИ ш и ж.

Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук м или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

8.        «Будь внимателен»

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.

Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

9.        «Звенит-жужжит»

Цель: Дифференциация звуков з— ж.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему. слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжите Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

10.        «Отстукивание слогов»

Цель. Обучение слоговому анализу слов. Оборудование. Барабан, бубен.

Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

11.        «Телеграф»

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши- на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

12.        «Угадай слово»

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова  отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

13.        «Слова-перевёртыши»

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

14.        «Угадай, какой комар звенит».

Цель. Уточнение произношения звука зь, развитие фонематического слуха.

Оборудование: 2 картинки (большой и маленький комар).

Логопед вспоминает с детьми, как сердито звенел большой комар: з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким комариком и говорит, что он звенит мягко: зь-зь-зь. Затем детям раздаются по две картинки, которые являются сигнальными карточками. По инструкции логопеда дети должны показывать соответствующие карточки.

15.        «Выдели слово»

Воспитатель предлагает детям хлопать в ладони тогда, когда они услышат слова, в которых есть определенный звук, например, звук [з]: зайка, мышка, кошка, замок, зон, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть и групповыми, и индивидуальными. Если игра проводится в первый раз, то желательно выделить голосом искомый звук — «з».

16.        «Цепочка слов»

Заготавливаются карточки с предметными картинками, где изображены: карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак, крокодил, лук. Карточка с «началом цепочки» лежит на столе воспитателя, остальные раздаются детям (одна карточка, на двоих). Воспитатель объясняет условия игры: «Сегодня мы будем составлять цепочку из предметов. Наша цепочка начинается с картинки, где изображен карандаш. Произнесем слово карандаш. Следующим званом цепочки будет предмет, название которого начинается с .того звука., каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, тот подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы все отчетливо услышали в слове последний звук».

Когда вся цепочка составлена, логопед предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого, выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слом. Эту же игру можно провести без картинок, в форме речевой эстафеты: «Мое слово мир, а твое слово.

Света, ринг...».

17.        «Секрет»

Воспитатель по рядам передает «Важное сообщение», например, произносит шепотом, чтобы не слышали остальные, такие фразы: В окно ярко светило солнце; Соня увидела птицу-синицу; Сеня дал Саше яйцо на блюдце. «Сообщение» передастся по ряду. Последний ребенок произносит фразу вслух. Другой вариант игры. Воспитатель загадывает загадку, в которой ость слова с определенным звуком: красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. Задание: определить, в каких словах спрятался звук [ц] (девица, темница, улица). Назвать первый звук в слове-отгадке (звук [м]).

18.        «Пирамида»

Для игры нужны карты с изображением пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 для двусложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки.

Предметные картинки на слова:

Односложные слова

Двусложные

Трехсложные

Сом

рак

лев

уж

лук

жук

рысь

гусь

Тигр

Ключ

Сыр

Стул

Мяч

Шар

и др.

Коза

Кошка

Рыба

Жаба

Белка

Пингвин

овца

Баран

Кувшин

Чайник

Чашка

Сумка

 и др.

Собака

Корова

Ворона

Пеликан

Попугай

Кенгуру

тарелка

Автобус

Паровоз

Малина

Сапоги

Цыплёнок

и др.

Варианты игры.

1.        Логопед объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды, нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: ры-ба; в верхний квадрат картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь».

Логопед вызывает к доске ребенка, дает ему насколько картинок (3— 4), Одну — с односложным словом, две — с двусложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в «нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

2.        Логопед вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из [разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего, ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершинки.

3.        Настольная игра. Для настольной игры изготавливаются карты с изображением пирамиды из квадратов (без кармашков). Дети кладут картинки на квадраты. Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с .нужным количеством слогов в «строит» пирамиду. Логопед проверяет, как выполнено задание.

19.        «Поезд»

Для игры понадобятся длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по .З окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначением количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах. Предметные картинки с изображением животных (зверей и птиц) такого же размера, как окна. Можно использовать картинки из набора к игре «Кто в домике живет?».

Картинки на один заданный звук: [с] слон, лось, рысь, собака, сова: заяц, зебра, коза, обезьяна,[ш] кошка, мышка, лошадь; [ж] жираф, журавль, ежик, жаба; [л] лиса, лев, волк, верблюд;[р] ворона, воробей, курица, крокодил.

Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык; на 4 звука: слон, волк, лиса, жаба; на 5 звуков; кошка, мышка, баран, зебра.

Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слом, лев, волк; на двусложные: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные; ворона, курица, собака, воробей, крокодил.

Варианты игры.

1.        Логопед показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет; «Прибыл поезд, для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук [с] и т. д. Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук [с]), другому — для второго вагона (звук [ж]) и последнему — для третьего вагона (звук [р]). Затем он приглашает еще трех детей — контролеров (или одного ребенка), которые должны проверять, на своих ли местах пассажиры.

Далее логопед меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, щ, л.

2.        Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Он вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит: сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в сливе бык три звука: [б, ы, к}» и т. п.

3.        Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне, и т. д.

Можно назначить ребенка на роль кассира я дать ему числовые карточке с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.

Дидактические игры на развитие грамматики

5-6 лет (СТАРШАЯ ГРУППА)

  1. Игра «Назови признаки»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет прилагательных, обозначающих характерные признаки предметов посуды; согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; находить общую часть родственных слов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20).

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на посуду. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждого предмета признаков, учитывая форму, величину, цвет. Попросите отдельно перечислить посуду чайную, кухонную, столовую.

Предложите назвать общую часть в словах: суп—супница—супчик; чай — чайник — чайничек; варить — варка — навар.

Лексический материал

Столовая посуда: супница, суповые тарелки.

Кухонная посуда: сковорода, кастрюля.

Чайная посуда: чайник, чашки.

  1. Игра «Кому что?»

Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; употреблять в речи предлоги (на, в, под, между, около, за, перед) и наречия; игра способствует развитию зрительного внимания.

Оснащение: три куклы, игрушечная посуда, игрушечная мебель.

Ход игры: покажите ребенку трех разных кукол и расскажите ему о трех девочках, которые ходили в магазин и сделали там покупки:

«Катя купила чайную посуду, Таня купила столовую посуду, Маша купила кухонную посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь девочки не могут поделить их и просят тебя помочь им».

 Предложите ребенку доставать из коробки вещи по одной, называть ее и класть перед Катей, Таней или Машей, объясняя свой выбор.

Предложите ребенку поставить посуду туда, куда вы скажете: на стол, в шкаф, на шкаф, между..., около..., за под..., перед...; справа, слева, левее, правее, ближе, дальше.

  1. Игра «Четвертый лишний»

Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; игра способствует развитию слухового внимания.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать произнесенные вами слова. Попросите его сказать, какое слово в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая посуда в ряду лишняя — чайная или кухонная?» Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода.

Кастрюля, сковорода, заварной чайник, электрический чайник.

«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или чайная?»

Супница, суповая тарелка, поварешка, конфетница.

Заварной чайник, чашка, блюдце, тарелка.

«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или кухонная?»

Супница, кастрюля, тарелка, столовая ложка.

Кастрюля, сковорода, тарелка, электрический чайник.

  1. Игра «Помоги мне рассказать»

Чему учится ребенок: правильно подбирать нужные по смыслу глаголы с приставками.

Оснащение: посуда (игрушечная или настоящая).

Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать рассказ. Попросите его помочь вам подобрать нужные по смыслу приставки. «Сегодня мамин праздник. Паша стал готовиться к маминому приходу. Он белую скатерть на стол ... (постелил), посуду всю ... (перемыл), чашки на стол ... (поставил), конфеты в конфетницу ... (высыпал), сахарный песок в сахарницу ... (насыпал), печенье в вазочку ... (положил) и стал ждать маму».

При необходимости сопровождайте слова соответствующими действиями.

  1. Игра «Найди пару»

Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; употреблять в речи имена существительные в различных падежах; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: покажите ребенку картинки. Назовите картинку, изображенную слева, и попросите ребенка подобрать к ней пару из правого столбика. Продолжите игру.

Лексический материал

Чашка—стакан. Конфетница — сахарница. Чайник—кофейник. Кастрюля—сковорода. Нож—вилка.

Называя два слова в начальной форме, предложите ребенку составить предложения с этими словами: чай—ложка, тарелка — вилка, конфетница — конфеты, нож — хлеб. Например: чай в заварной чайник насыпают ложкой. К тарелке полагается вилка. Конфеты насыпают в конфетницу. Хлеб режут ножом. Называйте слова и просите ответить на вопрос чей? (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимения с именами существительными: чайник чей?—мой; чашка чья? - моя; ложки чьи?—мои, блюдо чье? — мое.

  1. Игра «Загадай загадку»

Чему учится ребенок: подбирать прилагательные к существительным. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: предложите ребенку выбрать картинку с изображением какого-либо предмета и загадать загадку, описав этот предмет.

Лексический материал

Острый, кухонный, железный... (нож).

Стеклянный, прозрачный, бьющийся... (стакан).

Чугунная, круглая, кухонная... (сковорода).

  1. Игра «Скажи наоборот»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы. Оснащение: не требуется.

Ход игры: произнесите словосочетание и предложите ребенку заменить в нем одно слово другим, противоположным по смыслу.

Лексический материал

Чистая посуда —... (грязная) посуда.

Большой чайник —... (маленький) чайник.

Горячий суп—... (холодный) суп.

Глубокая тарелка —... (мелкая) тарелка.

Сладкий напиток —... (горький) напиток.

Острый нож — ... (тупой) нож.

Черный чайник —... (белый) чайник.

Полная сахарница —... (пустая) сахарница.

  1. Игра «Желание»

Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; изменять глаголы настоящего времени по числам.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 22).

Ход игры: предложите ребенку, глядя на картинки, закончить начатые вами предложения.

Лексический материал

Я хочу выпить стакан ... (воды).

Я хочу выпить чашку ... (чая).

Я хочу налить тарелку ... (супа).

Я хочу откусить кусочек ... (сахара).

Я хочу отрезать кусок ... (хлеба).

Я хочу сварить два ... (яйца).

Произносите предложения и предложите ребенку заменить их одним.

Хлеб лежит на доске. Нож лежит на доске. — Хлеб и нож лежат на доске.

 Тарелка лежит в мойке. Вилка лежит в мойке. — Тарелка и вилка лежат в мойке.

Кружка стоит на столе. Чашка стоит на столе. — Кружка и чашка стоят на столе.

  1. Игра «Сосчитай и назови»

Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки с изображенной посудой; правильно согласовывать порядковые и количественные числительные в пределах 10 с существительными, обозначающими предметы посуды.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображениями посуды.

Ход игры: скажите ребенку, что вы будете показывать ему картинки с изображением посуды и «выбрасывать» пальцы. Попросите ребенка посчитать количество пальцев и сказать, сколько, например, чашек поставили на стол.

Игру проводите со всеми предметами посуды, картинки с изображениями которых сумели подобрать.

  1. Игра «Скажем ласково»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять сравнительную степень прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.

Тарелка чистая, а тарелочка —... (чистенькая).

Чайник красивый, а чайничек —... (красивенький).

Сковорода круглая, а сковородочка—... (кругленькая).

Нож острый, а ножичек —... (остренький).

Суп вкусный, а супчик —... (вкусненький).

Салат рыбный вкусный, а картофельный —... (вкуснее).

Суп томатный острый, а подливка — ...(острее).

Тарелка красивая, а блюдо —... (красивее).

6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

  1. Игра «Наше — ваше»

Чему учится ребенок: согласовывать местоимения с именами существительными.

Оснащение: игрушки (куклы, мишки, зайчики и т. п. в двух экземплярах), посуда.

Ход игры: поделите игрушки между собой и ребенком примерно так: «Мой мишка — твой мишка, моя кукла — твоя кукла». Игрушки ребенка посадите рядом с ним, остальные игрушки посадите рядом с собой. Называйте ребенку слова — предметы посуды. Попросите ответить на вопрос чей? (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным.

Сковорода чья? — наша (ваша).

Чайник чей? — наш (ваш).

Распределив всю имевшуюся в наличии посуду, задавайте вопросы иначе: «У кого сковорода? (У нас.) У кого чайник? (У вас.) Чей чайник? (Ваш.) Чья сковорода? (Наша.)

Лексический материал: тарелка, кастрюля, ложка, поварешка, вилка, масленка, солонка, стакан, нож, поднос, самовар, кофейник, вилки, ножи, тарелки, блюдца, чашки, стаканы, миски, блюдо.

  1. Игра «Я, мы, он, она — вместе дружная семья»

Чему учится ребенок: изменять глаголы по лицам. Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите предложение. Затем назовите местоимение и попросите ребенка закончить предложение, изменив при этом глагол. Лексический материал

Я пью чай.— Ты... (пьешь) чай. Он... (пьет) чай. Она... (пьет) чай. Мы... (пьем) чай. Вы... (пьете) чай. Они... (пьют) чай.

Я мою посуду.— Ты... (моешь) посуду. Он... (моет) посуду. Она... (моет) посуду. Мы... (моем) посуду. Вы... (моете) посуду. Они... (моют) посуду.

Я точу нож.— Ты... (точишь) нож. Он... (точит) нож. Она... (точит) нож. Мы... (точим) нож. Вы... (точите) нож. Они... (точат) нож.

Я варю суп.— Ты... (варишь) суп. Он... (варит) суп. Она... (варит) суп. Мы... (варим) суп. Вы... (варите) суп. Они... (варят) суп.

Я накрываю на стол.— Ты... (накрываешь) на стол. Он... (накрывает) на стол. Она... (накрывает) на стол. Мы... (накрываем) на стол. Вы... (накрываете) на стол. Они... (накрывают) на стол.

Я разбил чашку.— Ты... (разбил) чашку. Он... (разбил) чашку. Она... (разбила) чашку. Мы... (разбили) чашку. Вы... (разбили) чашку. Они... (разбили) чашку.

  1. Игра «Цепочка»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью суффиксов -ищ-, -ик-, -к-, -ечк-, -чик-.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Лексический материал

Сковорода — сковородка — сковородище.

Самовар—... (самоварчик — самоварище).

Стакан —... (стаканчик — стаканище).

Блюдце —... (блюдечко — блюдище).

Нож—... (ножик —ножище).

  1. Игра «Ждем гостей»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные при помощи суффиксов; употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа с наречием «мало»; ориентироваться на листе бумаги (с употреблением наречий «слева», «справа», «вверху», «внизу»); образовывать новые слова (прилагательное + прилагательное).

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: предложите ребенку накрыть стол к приходу гостей. Покажите ему картинки с изображением посуды и попросите ответить, как эта посуда называется.

Лексический материал

Посуда для супа —... (супница).

Посуда для хлеба —... (хлебница).

Посуда для соуса—... (соусница).

Посуда для сливок —... (сливочник).

Посуда для масла —... (масленка).

Посуда для конфет—... (конфетница).

Посуда для молока —... (молочник).

Посуда для селедки —... (селедочница).

Предложите ребенку рассказать, много или мало нарисовано этих предметов посуды: хлебниц, соусниц, сливочников, масленок, конфетниц, молочников, селедочниц.

Попросите рассказать, что нарисовано слева, а что справа; что нарисовано вверху, а что внизу.

Предложите ребенку назвать, какая посуда по цвету, например: супница желто-зеленая, хлебница желто-коричневая, молочник бело-розовый и т. д.

  1. Игра «Мастер-умелец»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных; подбирать синонимы к прилагательным. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку побыть мастером-умельцем и изготовить посуду из разного материала. Называйте материал, из которого сделана посуда, а ребенок должен сказать, какая посуда у него получилась.

Лексический материал

Ваза из фарфора —... (фарфоровая) ваза.

Сковорода из чугуна —... (чугунная) сковорода.

Бокал из хрусталя —... (хрустальный) бокал.

Блюдо из дерева —... (деревянное) блюдо.

Ложки из мельхиора —... (мельхиоровые) ложки.

Ложечка из серебра —... (серебряная) ложечка.

Вилки из металла —... (металлические) вилки.

Кружка из пластмассы —...(пластмассовая) кружка.

Стакан из стекла —... (стеклянный) стакан.

Самовар из меди —... (медный) самовар.

Предложите ребенку в ряду слов найти то, которое не является синонимом. Высокий, вкусный, огромный, большой. Маленькая, теплая, мелкая, небольшая. Синий, голубой, голубоватый, говорливый.

  1. Игра «Как сказать иначе!»

Чему учится ребенок: образовывать и употреблять в речи причастия. Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово.

Приведите пример: «Стакан разбился.— Какой стакан?— Бьющийся стакан».

Лексический материал

Нож упал.— Какой нож?— Упавший нож.

Чашка испачкалась.— Какая чашка?— Испачкавшаяся чашка.

Чайник сгорел.— Какой чайник?— Сгоревший чайник.

Самовар испортился.— Какой самовар?— Испортившийся самовар.

Ложка погнулась.— Какая ложка?— Погнувшаяся ложка.

  1. Игра «Угадай, кто владелец»

Чему учится ребенок: образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произнесите словосочетание и попросите ребенка ответить на вопрос чей? (чья?). Прочтите рифмовку:

Я начну, а ты скажи. Мне словечко подскажи.

Чашка мамы.— Чья чашка? —... (мамина) чашка.

Самовар дедушки.— Чей самовар? —... (дедушкин) самовар.

Сковорода бабушки.— Чья сковорода? —... (бабушкина) сковорода.

Стакан папы.— Чей стакан? —... (папин) стакан.

Нож дяди.— Чей нож? —... (дядин) нож.

Салфетка тети.— Чья салфетка? —... (тетина) салфетка.

  1. Игра «Подбери слова»

Чему учится ребенок: подбирать однокоренные слова. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку найти в каждом ряду лишнее слово и объяснить свой выбор.

Чай — чайник — чайничек — начальник. Посуда — посудный (шкаф) — посудомойка—суд. Кофе—кофейник — кофейный — кофта. Соль—солонка — солнце — соленый.

  1. Игра «Что бывает острым»

Чему учится ребенок: знакомится с многозначным словом «острый». Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребенку договорить фразу, воспользовавшись картинками.

 На столе лежит острый ... (нож). У кошки нашей острый ... (слух). Папа ест острый ... (суп). У стрелка острый ... (глаз).

  1. Игра «Один — много»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных.

Оснащение: подберите соответствующие картинки из предыдущих игр.

Ход игры: скажите ребенку, что вы будете показывать ему разные картинки с изображением посуды, а ему предложите называть их так, как если бы этих предметов было много. Например: соусница—соусницы.

Лексический материал

Вилка —... (вилки), ложка —... (ложки), нож —... (ножи). Чашка —... (чашки), блюдце —... (блюдца), чайник—... (чайники). Тарелка —... (тарелки), солонка —... (солонки), супница —... (супницы). Кастрюля —... (кастрюли), сковородка —... (сковородки), ковш —... (ковши).

Заключение.

Исследование выявило, что у многих детей с недостатками произношения формирование фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа , формирование грамматического строя речи значительно отклоняется от нормы. Обычные приёмы работы во многих случаях не приводят к должным результатам, даже при условии индивидуальных занятий с этими детьми. Исследование показывает, что для детей, имеющих такие недостатки речевого развития, должны быть применены дополнительные средства обучения. Средства эти выражаются в систематическом  использовании  дидактических игр.

Выводы:

  1. У детей старшего дошкольного возраста выявлены фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Для преодоления этих нарушений необходима система коррекционно - логопедического воздействия, которая может быть определена в результате специального научного исследования.
  2. Нарушения у детей произношения , фонематического восприятия, нарушения грамматического строя речи без логопедической работы не могут  быть преодолены.
  3. Логопедическая помощь детям может быть обеспечена только в условиях специальных групп при массовых детских садах, или в условиях специальных детских учреждениях.
  4. Экспериментальное обучение показало, что коррекционно - логопедическая работа по преодолению й фонетико-фонематического недоразвития  речи  и общего недоразвития речи детей результативна при широком использовании дидактических игр.
  5. При построении логопедической работы в виде игр сравнительно облегчается процесс усвоения логопедического материала, тем самым сокращается срок, предназначенный для исправления недостатков речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.

   Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Реферат " Использование дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи."

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игров...