Автоматизация звука [л] в середине слов на материале лексической темы «Посуда».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Задачи:

1)Коррекционно-развивающие задачи:

- продолжить работу над автоматизацией [л] в середине слов;

-развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, представление;

- развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;

- продолжить работу над развитием неречевого дыхания, силой голоса;

- активизировать словарь по теме посуда;

- развивать пространственные представления;

- закрепить употребление существительных в творительном падеже;

- вспомнить правильную артикуляцию звука[л].

2)Образовательные задачи:          

- учить составлять схемы слов и предложений;

- учить подбирать определение к существительному кастрюля.

 3) Воспитательные задачи:

 - учить отвечать полным предложением;

 - учить слушать и слышать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие составила:  Андреева О.В.

Тема: автоматизация звука [л] в середине слов на материале лексической темы «Посуда».

Цель: автоматизация звука [л]; активизация словарного запаса на материале лексической темы «Посуда».

Задачи:

1)Коррекционно-развивающие задачи:

- продолжить работу над автоматизацией [л] в середине слов;

-развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, представление;

- развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;

- продолжить работу над развитием неречевого дыхания, силой голоса;

- активизировать словарь по теме посуда;

- развивать пространственные представления;

- закрепить употребление существительных в творительном падеже;

- вспомнить правильную артикуляцию звука[л].

2)Образовательные задачи:          

- учить составлять схемы слов и предложений;

- учить подбирать определение к существительному кастрюля.

 3) Воспитательные задачи:

 - учить отвечать полным предложением;

 - учить слушать и слышать.

  Оборудование: мягкая игрушка Лунтика, зеркало, схемы слов, схемы предложений, мыльные пузыри, артикуляционные профили, муляжи, предметные и сюжетные картинки предметов посуды.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Время

1.Организационный момент

- Здравствуй. К нам в гости пришел Лунтик.

(Показываем игрушку.)

Лунтик покажет тебе картинки. А ты скажи, что на них изображено?

-Каким словом можно назвать изображенные предметы?

-Ложка, вилка, солонка, бокал, тарелка…

- Посуда

30 сек.

2. Развитие общей моторики.

- Посмотри как он делает зарядку:

- потягивается,

- приседает,

- прогибает спинку.

Давай сделаем зарядку вместе с Лунтиком.

Ребенок выполняет упражнения.

1 мин.

3. Развитие артикуляционной моторики.

- Лунтик посмотрел в зеркало и решил поиграть язычком.

- Давай вместе с Лунтиком споем песенку гласных, я буду петь, а ты повторяй за мной. АОИУЫ. Молодец!

- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

- Губы округлить. Зубы разомкнуть. Боковые края языка поднять, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол.

«Песенка гласных»

«лопаточка»

«иголочка»

«чашечка»

1,5 мин.

4. Развитие фонематического восприятия.

- Лунтик хочет поиграть. Ты будешь ему помогать? (Даем ребенку Лунтика)

- Лунтик спрячется под столом, когда ты услышишь слово в котором есть звук [л], Лунтик покажется из -  под стола.

Логопед:  ложка, тарелка, чашка, кастрюля,  миска,  вилка, стакан.

- Да, буду.

Ребенок играет с Лунтиком

1 мин.

5. Работа над неречевым дыханием.

- Лунтик очень любит надувать мыльные пузыри, давай поможем ему.

Ребенок выполняет задание.

30 сек.

6. Повторение правильной артикуляции звука [л].

- При произнесении звука [л]  губы сомкнуты или разомкнуты?

- Зубы сомкнуты, или разомкнуты?

-Кончик языка находится вверху, или внизу?

-Голосовые складки вибрируют, или не вибрируют?

-Воздушная струя слабая, или сильная?

- губы при произнесении звука разомкнуты;

- зубы разомкнуты;

 - кончик языка находиться за верхними зубами;

- голосовые складки  вибрируют;

- воздушная струя слабая.

30 сек.

7. Характеристика звука. 

- Посмотри на картинки. Девочка в красном платье, называется гласной. Мальчик в синем костюме с колокольчиком -твердый звонкий согл. Мальчик в синем костюме без колокольчика – это твердый глухой согл. Мальчик в зеленом костюме с колокольчиком – мягкий звонкий согл. Мальчик в зеленом костюме с колокольчиком – мягкий глухой согл.

Звук  [л] - согл., так как воздушная струя встречает преграды: язык и небо; звонкий, потому что голосовые складки  вибрируют; твердый, так как спинка языка опущена.

-Какой фишкой мы обозначим звук [л]?

Ребенок слушает логопеда. Обозначает фишкой звук [л]

30 сек.

8. Автоматизация звука [л] в словах, отработка употребления существительных в творительном падеже.

(Логопед достает карточки с изображением посуды)

- Чем Лунтик помогает себе за столом?

Вилкой, ложкой.

30 сек.

9. Развитие обобщенных понятий на материале темы «Посуда»

(Показываем карточки с изображение посуды со звуком [л]). 

-Что это, как назвать одним словом?

Ребенок называет.

Посуда.

30 сек.

10. Работа над распространением фразы, побор определений к слову, активизация словаря.

- В чем мы приготовим суп?

- Составь предложение со словом «кастрюля»?

- Сколько слов  в предложении «Стоит кастрюля»?

- Выложи схему предложения.

- Какое первое слово?

- Какое второе в этом предложении?

-Давай добавим еще слово, какая кастрюля у нас?

Измени схему предложения.

- В кастрюле

- Стоит кастрюля.

- Два

Ребенок выполняет задание.

- красная

- кастрюля

- Красивая, горячая, большая, маленькая.

Ребенок выполняет задание.

2 мин.

11. Развитие мелкой  моторики.

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку,

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Стучат кулачками друг о дружку.

Трут ладонь о ладонь.

Загибают пальчики.

30 сек.

12. Развитие фонематического восприятия, анализа и автоматизация [л] в словах.

- Назови предметы посуды в которых есть звук [л]?

- Назови посуду, где [л] в середине слова?

- Вилка, ложка, тарелка, половник, бокал.

- Половник, тарелка, вилка.

1 мин.

13. Развитие фонематического анализа. Упражнения в составлении схем слов.

-В названии какого предмета посуды звук [л] в конце?

Давай составим схему:

Б- тв., согл.

О- гл-й.

К- тв., согл.

А- гл-й.

Л- тв., согл.

Сколько слогов?

- Бокал.

- синий квадрат.

- красный квадрат

- синий квадрат.

- красный квадрат

- синий квадрат.

- 2 слога.

1,5 мин.

14. Развитие мелкой моторики.

- Лунтик устал, давай вместе раскрасим кружочки на чашке Лунтика, а саму чашку ты раскрасишь дома.

Ребенок выполняет задание.

30 сек.

15. Итог занятия и домашнее задание.

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Раскрасить чашку Лунтика, повторить слова на звук [л] в середине слова. Придумать предложение по схеме из трех слов.

30 сек.

16. Орг.момент

 - Лунтику очень понравилось наше занятие. Ему пора отправиться в свой сказочный лес.

Попрощаемся с ним.

Ребенок прощается с героем.

30 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Р] в середине слова (интервокальная позиция)

Презентация может быть использована на индивидуальных и/или подгрупповых занятиях, посвящённых автоматизации звука [Р] в середине слова. Более 40 слов общеупотребительной лексики помогут закрепить зву...

Примерный сценарный план НОД по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах на материале лексической темы Игрушки»

Примерный сценарный план НОД по теме "Автоматизация звука Ш в словах на материале лексической темы Игрушки"...

Автоматизация звука [ш] в середине слова с состыкованием согласных звуков.

Подборка картинок со словами, оканчивающимися на -шка....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи» Лексическая тема «Дикие животные»

Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи, по лексической теме «Дикие животные» с использованием игр на чтение прямых и обратн...

Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима».

Цель: развитие лексика грамматического строя речи.             Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образова...

Автоматизация звука [С] в словах на материале лексической темы «Осень».

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми среднего дошкольного возрастаТема: Автоматизация звука [С] в словах на материале лексической темы «Осень».Цель: Автоматизироват...