План-конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Рябова Тамара Ивановна

 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в (подготовительной группе) Тема: « Путешествие  в осенний лес».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающей требования образовательной области «Коммуникация» ФГТ»

  «Путешествие в осенний лес»

Выполнила:

Рябова Тамара Ивановна,

 воспитатель, МБУ д /с №41»Огонёк»

Тольятти 2013г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в (подготовительной группе)

Тема: « Путешествие  в осенний лес».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыкально-художественная», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура». «Здоровье»                                                                                                                      

Задачи:                                                                                                                                                                           

· развивать способность детей составлять описательный рассказ осеннего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры.  ( «Коммуникация»);                                                                                                      · развивать речевое дыхание: тренировать длинный выдох ( «Коммуникация»);

· вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок   ( «Коммуникация»);

· развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «лес». («Коммуникация»);

-познакомить детей со стихотворением  Ивана Бунина «Листопад»,   активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, прививать интерес к художественному слову. («Чтение художественной литературы»)

· обогащать словарный запас детей словами: «расписной», «багряный», «лиловый», «в лазури»  («Коммуникация»);

· воспитывать у детей способность слушать друг друга, не перебивая. («Социализация»)

·  Познакомить с  муз произведением П.П.Чайковского « Ноябрь» из альбома «Времена года»,вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. Развивать умение  определять характер музыкального произведения. («Музыка»);

-познакомить  с репродукцией картины И.И.Левитана «Осень золотая»,развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин зимнего леса («Художественное творчество»)

- совершенствовать умение детей создавать картину осени, используя разные техники рисования (традиционные – предварительное рисование деревьев концом кисти и кистью плашмя,,нетрадиционные – метод тычков. . («Художественное творчество»).

Развивать творческие способности детей, фантазию, умение передавать свои впечатления об осени  в рисунке,опираясь на собственный опыт и на изображения осени в произведениях художников.  («Художественное творчество»).

-Формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы. (Познание)

-Закрепить правила  поведения в лесу. «(Познание» «Социализация»)

-Расширять знания детей об осени, как о времени года (Познание)

· развивать способность сравнивать деревья  по высоте. («Познание. ФЭМП»);

· развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий («Физическая культура» «Здоровье»).

-Упражнять в подлезании под дугу удобным способом; в энергичном отталкивании при прыжках в длину с места,  развивать чувства равновесия, координации движений. («Физическая культура» «Здоровье»).

-Закрепить умение соблюдать правила в  играх «Социализация»;

Методы и приемы:

 Практические: игровое упражнение «Сдуй листок»; динамическая пауза «Осень, мы гулять идем», творческое задание «Иллюстрация к книге» (изображение детьми осеннего  пейзажа); пальчиковая игра «Осенние листочки»; дидактическая игра, «Какое дерево выше»;

Наглядные: демонстрация репродукций картин с осенним  пейзажем, рассматривание детских рисунков; оформление группы «Осенний лес».

Словесные :игровое упражнение «Волшебные слова»; рассказы детей для книги  о осеннем лесе; беседа; чтение художественного произведения:  стихотворения  Ивана Бунина «Листопад»;   дидактическая игра «Найди заблудившийся звук».

Материалы и оборудование: шнур «косичка»,кубики «кочки»,дуги, мультимедиа-проектор, экран, ПК, текст стихотворения Ивана Бунина «Листопад»  

Демонстрационный:  слайды (репродукции осенних  пейзажей); предметные картинки  различных деревьев осенью  разной  высоты.

Раздаточный: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень».  по числу детей; бумажные листочки каждому ребенку; тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, тканевые салфетки, картинки  различных деревьев осенью разной  высоты по числу детей.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

1.Динамическая пауза «Осень, мы гулять идем», Цель: развивать двигательную активность детей, развивать умение сочетать слово с движением.

2. Пальчиковая игра «Осенние листочки»

Цель: развивать мелкую моторику, координировать свои движения в соответствии с текстом

3.Игровое упражнение «Перепрыгни  через ручеёк»                                Цель: упражнять в энергичном отталкивании. при прыжках в длину с места,»                                                                                                                            4.П,/И : «С кочки на кочку»                                                                        Цель: Развитие чувства равновесия, координации движений

Продуктивная

Творческое задание «Иллюстрации к книжкам-малышкам» (рисунки детей).

Цель: закреплять умение рисовать осенние пейзажи.

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра «Какое дерево выше»

Цель: развивать способность сравнивать деревья по высоте.

Коммуникативная

  1. Составление рассказов для  книжек-малышек.

Цель: развивать связную речь, активизировать словарный запас детей словами: «расписной», «багряный», «лиловый», «в лазури», активизировать в речи детей сравнения и метафоры.

2. Игровое упражнение «Подуй на листочек»

Цель: развивать речевое дыхание.: тренировать длинный выдох. 3.Игровое упражнение «Волшебные слова»

Цель: вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок.

4.Игра «Звук заблудился»

Цель: развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «лес».

5.Беседа об осеннем лесе.

Цель: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением,

Развивать связную речь.

Музыкально-художественная

1.Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень».

Цель:  Познакомить  с репродукцией картины И.И.Левитана «Золотая осень»,развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин осеннего леса .

2.Слушание «Ноябрь» - муз. П.И.Чайковского альбом«Времена года».

Цель:  Познакомить с музыкальным произведением «Ноябрь» из альбома  П.И.Чайковского «Времена года». Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения

Чтение художественной литературы (восприятие)

Чтение стихотворение  Ивана Бунина «Листопад»,  

Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, прививать интерес к художественному слову

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

(Раздаётся стук в дверь) В группу входит почтальон Печкин он принёс письмо, но от кого  не знает , т.к.письмо намокло под дождём и обратный адрес размыло. Воспитатель предлагает прочитать письмо. В нем содержится приглашение совершить путешествие . А чтобы узнать  в какое место надо отгадать загадку: В шубе летом, а зимой  раздетым. (Лес)

Чтобы  попасть в лес , надо произнести волшебные слова.

«Листик, листик, ты лети

В лес осенний нас приведи»

Дети высказывают свои предположения, отгадывают загадку.

Повторяют с воспитателем слова.

 «Листик, листик, ты лети

В лес осенний нас приведи»

Возник интерес и мотивация к предстоящей деятельности.

2.

Перед путешествием воспитатель предлагает повторить правила поведения в лесу.

Игра «Если я приду в лесок… » Если я приду в лесок

И сорву ромашку(нет)

 Если съем я пирожок,

 И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? ? (да)

Если ветку подвяжу

 Колышек поставлю? ? (да)

Если разведу костёр,

 А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю,

 А убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

 Банку закопаю? ? (да)

 Я люблю свою природу,

  Я ей помогаю! ? (да)

Дети отвечают : да или нет

Знают данные правила поведения в лесу.

3.

Воспитатель организует игру-путешествие

Дети идут в лес преодолевая, естественные преграды: перепрыгивают ручей, подлезают под веточки, прыгают с кочки на кочку. Располагаются на лесной поляне (паласе).

Самостоятельно выбирают удобный способ подлезания под дугу, энергично отталкиваются  во время прыжка в длину с места, сохраняют равновесие .

4.

Дидактическая игра   «Найди заблудившийся звук» (звуковой анализ слова)

Складывают слово из отдельных букв Е  Л  С

Производят звуковой анализ слова «Лес»

Правильно производят звуко-слоговой  анализ слова ,определяют количество слогов , дифференцируют звуки на  гласные и согласные, дают характеристику звукам.

5

Воспитатель показывает слайды  с репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень» », лес осенью, и с другими пейзажами осенней природы под фонограмму «Звуки леса» ( стук дятла, шорох листьев, шум ветра)

Дети рассматривают репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень», просматривают слайды с осенними пейзажами, осеннего леса.

Рассматривают картину , обращая внимание на её детали, ведут диалог с педагогом по картине.

6

Воспитатель читает стихотворение Ивана Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Прослушивают отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

 Слушают стихотворение и демонстрируют внимание. для воспитания чувства прекрасного, интереса к слову.

 Пополнен лексический запас словами «расписной», «багряный», «лиловый», «в лазури»

7.

Беседа о лесе осенью :

Какими красками изображена золотая осень?

Какие чувства вас охватывают?

Какие звуки вы услышали?

Какие запахи почувствовали?

С чем автор сравнивает лес?

Почему листья осенью изменяют окраску и опадают? Какие признаки осени вызнаете?

Полные ответы на вопросы воспитателя, используя в речи слова  из стихотворения.

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями, не перебивая друг друга, понимают причинно – следственные связи  и закономерности  в явлениях природы

8.

Игровое упражнение «Волшебные слова» (скороговорка)

Проговаривают скороговорки с постепенным убыстрением темпа речи:

У сосенки – сосенки выросли опенки

четко произносят слова в скороговорке.

7.

Динамическая пауза «Осень, мы гулять идем»

Осень, мы гулять идем (дети топают ногами, не отрывая пятки от пола)

Листья сыплются дождем (дети поднимают и опускают руки)

Под ногами шелестят (трут ногами по полу)

И шуршат, шуршат,

 шуршат (убыстряют движения рук)

Умеют снимать статическое напряжение,  умеют сочетать слово с движением.

9.

Игровое упражнение «Подуй на листочек»

Дуют на «листочек» вырезанный из бумаги, так чтобы она слетела со стола

Выдыхают длинной воздушной струёй

10

Дидактическая игра «Какое дерево выше»

Сравнивают  по высоте  деревья, по предметным картинкам (сосна выше березы и т. д.)

Владеют умением сравнивать предметы (деревья) по высоте.

11.

Воспитатель предлагает закрыть глаза и прослушать «Ноябрь» - муз. П.И.Чайковского альбом«Времена года»,и ответить на вопросы:

какая музыка по характеру?

какие движения можно выполнять под эту музыку?

какие картинки представляются во время прослушивания?

Слушают «Ноябрь» из альбома Чайковского «Времена года» и отвечают на вопросы воспитателя

Проявляют положительный  эмоциональный отклик  при прослушивании музыкального произведения. Определяют характер музыкального произведения. Отвечают на вопросы полным предложением, не перебивая дуг друга.

12.

Предлагает детям  составить рассказы для книжек-малышек про золотую осень.

Составляют рассказы на осеннюю тематику

Составляют описательные  рассказы, употребляют в речи сравнения и метафоры.

13

Предлагает нарисовать  иллюстрации к книжкам-малышкам

Рисуют  пейзажи  на тему «Золотая осень» , используя разные изобразительные материалы.  

создают картину осени, используя разные техники рисования (традиционные – предварительное рисование деревьев концом кисти и кистью плашмя, ,нетрадиционные – метод тычков. Передают свои впечатления об осени  в рисунке, опираясь на собственный опыт и на изображения осени в произведениях художников

14

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»

Ветер листьями играл,                             (сжимают пальчики в кулачки

Ветер листики считал:                                и разжимают)             

Вот кленовый, вот дубовый,                      (загибают по одному пальчику,        

Вот рябиновый резной,                               начиная с большого)    

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки                      

Ветер бросил на тропинку.                        ( руки плавно опускают на стол)  

Выполняют и координируют свои движения в соответствии с тестом.

.15

Воспитатель предлагает детям вернуться обратно в детский сад. Сказав волшебные слова:

 «Листик , листик, ты лети,

В детский сад нас приведи» Воспитатель предлагает побыть одному из детей в роли журналиста и взять у них интервью  на тему «Наше путешествие в осенний лес »

Повторяют с воспитателем слова.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после путешествия. Называют, что понравилось больше всего .         

Дети отвечают на вопросы «журналиста» полными предложениями, не перебивая дуг друга.  оценивая свою деятельность и деятельность других детей

Итоговое мероприятие: проект «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...