Образовательная область Коммуникация. Конспект образовательной деятельности Деревья.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Колесникова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                Занятия по развитию речи

                в первом классе школы v вида

                       по теме: « Деревья».

                   

                                                                                  Составитель:    

                                                               Колесникова Светлана Александровна

                                          Воскресенск 2013

Цель  :   Расширять представления детей о деревьях и их строении .

                           Задачи

Образовательные:

- Развивать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме: «Деревья»;

- образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;

- согласовывать имена существительных с числительными 2 и 5;

- подбирать антонимы;

- находить в загадке сравнения;

- подбирать и находить слова – родственники;

 - развивать связное высказывание.

Коррекционные:

- развивать мышление ( сравнение, обобщение, анализ), внимание;

- слуховую память, общую и мелкую моторику.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

   

Оборудование.

Деревянная посылка, письмо в конверте. Листья деревьев  (березы, дуба, клена, осины, рябины,  ели), желуди, шишки, ягоды рябины, березовая кора, веточки ели).

Ватман  с изображением деревьев  ( березы, дуба, клена, осины, рябины, липы, ели). Предметные картинки с изображением деревьев ( 2 березы, 5 берез; 2 осины, 5 осин и т.д. Магнитная доска с разноцветными магнитами. Маркеры на всех детей, файлы – вкладыши с картинками деревьев « Четвертый лишний».

Аудиокассета с записью « Звуки леса», шапочки – маски деревьев.

Предварительная работа .

Чтение рассказов,  поговорок, пословиц о деревьях; заучивание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций деревьев ( березы, дуба, клена, осины, рябины, липы, ели); иллюстрация птицы - дрозда, экскурсия в « уголок леса» на территории школы.

                         Ход урока.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, я сегодня получила посылку. Давайте посмотрим, что в ней?

   ( Открывает посылку).

Дети. Листья деревьев, желуди, шишки, веточка ели, ягоды рябины, березовая кора.

Логопед. Посмотрите здесь еще письмо нам.  ( Читает письмо).

                « Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. В нашем лесу случилось беда. Баба Яга перепутала все деревья в лесу. Помогите нам вернуть все на свои места. Очень надеемся на вашу помощь. Лесные жители.

Ребята поможем!

Дети. Да.

Логопед. Давайте произнесем волшебные слова и окажемся в лесу.

        Я на ножке покручусь,

        И в волшебном лесу я окажусь.

Звучит фонограмма « звуки леса».

Пальчиковая гимнастика  « Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес,        Дети поднимают обе руки ладонями к себе,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою              широко расставив пальца, шевелят ими.

Ночью темной, грозовою?                Повторяют.

Что нам шепчешь на зоре

Весь  в росе как в серебре?

Основная часть.

Игра « Отгадай и расскажи».

Логопед. Вот мы и оказались в сказочной лесу. Посмотрите, что натворила Баба Яга! На берёзе растут иголки, на рябине желуди, на дубе березовые серёжки. Непорядок! Мы с вами должны расколдовать деревья. А для этого вы должны отгадать загадки о деревьях и все встанет на свои места.

( Дети по очереди отгадывают загадки, если загадка отгадана и правильно выполнены задания логопеда, ребенок надевает шапочку- маску дерева).

Логопед. Стоит Аленка – платок зеленый,

                 Тонкий стан, белый сарафан.

Дети. Береза.

Логопед. С чем в загадке сравнивается листва и ствол березы?

Дети. Листва сравнивается с зеленым платком, а тонкий ствол  с белым сарафаном.

Логопед. Ребята, ответьте на вопросы. Какая у березы листва? Какой ствол? Какая кора?

Дети. Листва зеленая, ствол тонкий, кора белая.

Логопед. А какие части деревьев вы знаете?

Дети. У дерева есть корень, ствол, большие ветки, маленькие веточки ( ответвления), листья, весной появляются почки.

Логопед. Правильно. Следующая загадка.

                  Темной он покрыт корой,

                   Лист красивый вырезной,

                    А на кончиках ветвей

                    Много, много желудей.

Дети. Дуб.

Логопед. Скажите, какой лист и какая кора у дуба в загадке?

Дети. У дуба темная кора и вырезной лист.

Логопед. А что растет на кончиках ветвей?

Дети. На ветках у дуба растут желуди.

Логопед. Молодцы, ребята, и дубу помогли надеть свой наряд.

         Осенью, как только свистнет

          Зыбкий ветер дождевик,

         У него зеленые листья , пожелтеют в тот же миг.

Дети. Это клен.

Логопед. Скажите, а какого цвета становятся листья у клена осенью?

Дети. Листья клена осенью становятся желтыми, оранжевыми.

Логопед. Помогите клену и подберите слова – родственники к слову лист.

Дети. Листок, листочек, листище.

Логопед. Молодцы, вот и клен у нас принарядился.

              Если дунет ветерок,

              Задрожит ее листок.

              Ветерок совсем не сильный,

              Но дрожит листок……

Дети. Осины.

Логопед. Правильно. Что всегда делают листочки осины?

Дети. Листочки осины всегда дрожат.

Логопед. Прослушайте внимательно ещё раз загадку и найдите в ней слова – родственники?

Дети. Задрожит, дрожит.

Логопед. Правильно. Отгадываем  дальше.

                 Осень в сад к нам пришла,

                 Красный факел зажгла.

                 Здесь дрозды снуют и ,галдят, её клюют.

Дети. Рябина.

Логопед. А какие птицы любят ягоды рябины?

Дети. Ягоды рябины любят дрозды.

Логопед. Правильно. Осень перед дальним отлетом они наедаются ягодами рябины. Посмотрите на этих птиц. (  Показ на магнитной доске).

  Логопед. Ребята, а с чем сравниваются ягоды рябины  в загадке?

Дети. Ягоды сравниваются с красным факелом. Ягоды красные и огонь красный.

Логопед.  Что же это за девица?

                   Не швея, не мастерица,

                   Сама не чего не шьёт,

                   А в иголках круглый год.

Дети. Ель.

Логопед. Правильно дети. Как называются деревья, у которых вместо листьев растут иголочки?

Дети. Хвойные деревья.

Логопед. А какое ещё хвойное дерево может расти в нашем лесу?

Дети. Сосна.

Логопед. А как называется лес, где растут и лиственные и хвойные деревья?

Дети. Смешанный лес.

Логопед. Вот и елочку мы с вами расколдовали. А теперь пусть оживет весь наш лес.

Развитие общей моторики.

« Лесная зарядка».

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Игра « с какого дерева лист».

Логопед . А теперь на наших деревьях вырастут листочки.

Дети. Листья рябины – рябиновые листья. Листья дуба – дубовые листья.

Листья клена  - кленовые листья. Листья осины  - осиновые листья. Листья березы – березовые листья.

Логопед. Молодцы. А теперь, чтобы в лесу было много деревьев, мы должны правильно их посчитать.

Дети. Две белоствольные березы, пять белоствольных берез. Две зеленые елки, пять зеленых елок. Два могучих дуба, пять могучих дубов. Две дрожащие осинки, пять дрожащих осинок. Две красные рябины, пять красных рябин. Два кленовых листа, пять кленовых листьев.

Игра « Где растет дерево?»

Логопед. Ребята, назовите участки леса, рощи. На которых растут деревья одного вида?

Дети. Береза – березовая роща. Дуб – дубовая роща. Осина – осиновая роща, осинник. Сосна – сосновый бор. Ель – ельник.

Логопед. Молодцы ребята. Давайте ещё поиграем, хотите?

Дети. Да.

Логопед. А игра называется « Слова – наоборот». Я называю вам словосочетание, а вы подбираете противоположное значение.

Логопед. Дерево старое .    Дети. Дерево – молодое.

                Ствол толстый – ствол тонкий.

                Деревья высокие - деревья низкие.

                Плоды на деревьях висят высоко , а ягоды на кустах низко.

                Ветка  длинная – ветка короткая.

   Логопед. Молодцы! Понравилась игра.

Дети.  Да.

Логопед. Ещё поиграем?

Дети. Да.

Логопед. Ребята перед вами картинки, на них нарисованы четыре дерева, возьмите маркер и зачеркните какое из  деревьев лишнее. Поняли задания? Выполняйте.

( После выполнения задания каждый ребенок отвечает).

Ель, клен, береза ,дуб.

Дети. Ель – это хвойное дерево, а остальные лиственные деревья.

Сосна, береза, дуб, шиповник.

Дети. Шиповник – это кустарник, а остальные – деревья.

Дуб, липа, береза, яблоня.

Дети. Яблоня – это фруктовое дерево, а остальные не фруктовые деревья.

Логопед. Молодцы ребята! Мы помогли нашему сказочному лесу. Помните всегда, что леса надо беречь и охранять. Деревья, принося очень большую пользу, мы об этом уже не раз говорили. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

( Звучит фонограмма « Звуки леса»).

Дети. Лес дремучий, до свиданья!

           Ты расти на радость людям!

           Мы дружить с тобою будем,

           Добрый лес, могучий лес.

Итог занятия

Логопед. Ребят вам понравилось сегодняшнее путешествие.

Дети. Да.

Логопед. О каких деревьях мы говорили на занятии? Чем эти деревья похожи и чем отличаются? Почему лес надо охранять?

Дети отвечают.

Домашнее задание.

Логопед. Ребята нарисуйте любимое ваше дерево.

           Список  использованной литературы.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки детский фольклор. М., 1990.
  2. Загадки. Пословицы. Поговорки/Сост. К. и Д. Солеровские. М., 2000
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.устранения общего недоразвития речи у дошкольников: Практ. Пособие. М., 2004.

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной области «Коммуникация» по развитию речи в средней группе На тему «Беседа о белке».

Конспект образовательной области «Коммуникация» по развитию речи в средней группе На тему «Беседа о белке».Цель: приучать детей проявлять инициативу для получения новых знаний.Обучающие задачи: ...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Образовательная область «социализация» Конспект совместной деятельности «Путешествие щенка» по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?»

Совместная деятельность педагога с детьми направленная на развитие социально - личностных отношений. Помогает детям   узнавать эмоциональное состояние других и сопереживать ему. В основу да...

НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"

НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:

Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый  у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...