Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями старшей логопедической группы
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме

Давыдова Елена Юрьевна

Взаимодействие учителя – логопеда  с воспитателями старшей логопедической группы по месяцам (с октября по май) составлено в соответствии с программой Н.В. Нищевой. Содержание: Еженедельные задания логопеда воспитателям. Предварительная работа перед логопедическим занятием. Материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_vospitateli.rar211.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя – логопеда Е.Ю. Исаковой с воспитателями старшей логопедической  группы на октябрь

Еженедельные задания логопеда воспитателям

Предварительная работа перед логопедическим занятием

Материал

I неделя Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времен года.

Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

— Птицы улетают на юг.

— Расцвели подснежники.

— Пожелтели листья на деревьях.

— Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ». Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название. (Слова: мак, кот, кит, кок, ком.)

2. Игры и упражнения.

Упражнение «Осень». Упражнение «Каштаны». Упражнение  «Листья». Упражнение «Вышел дождик на прогулку».

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Круглый год».

И. Остроухов «Золотая осень».

И. Левитан «Золотая осень».

Ю. Подлянский «Тишина».

Н. Сладков «Осень на пороге».

В. Зотов «Дуб», «Клен» (из книги «Лесная мозаика»).

4. Итоговое мероприятие: Экскурсия по экологической тропе (вокруг детского сада)

1. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Упражнение «Осень»

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

Поднимаются на носочки,

 поднимают вверх перекрещенные  руки.

Прыгают на носочках, держат

 Руки на поясе.

Приседают, держат руки на поясе.

Идут по кругу, высоко

поднимая колени.

2. Сбор каштанов, желудей, шишек, рябины на прогулке в парке. Рассматривание плодов, подбор определений. Разучивание упражнения «Каштаны».

Упражнение «Каштаны»

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева

3. Сбор листьев на участке детского сада, образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый). Разучивание упражнения  «Листья».

Упражнение  «Листья».

Листья осенние тихо кружатся,             Кружатся, расставив рук  в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.      Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят.          Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.            Кружатся на носочках.

П. Нищева

4. Разучивание упражнения «Вышел дождик на прогулку».

Упражнение «Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился. Устал.

И. Нищева

«Шагают» по столу указательным и средним

 пальцами рук.

Загибают по одному пальцу на руках

на каждую строку.

Встряхивают ладонями так, как будто

отряхивают

 с них воду.

Кладут ладони  на стол.

II неделя Тема «Овощи. Огород.»

1. Логопедические пятиминутки.

Игра «ВОЛП1ЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». Развитие осязания, связной речи.

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу:

— Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).

б, т, к, б, м, и, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бобы, ток, мука, рыба, колобок, пума.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИП1ЛА». Игра «Дождик». Игра «В огороде»

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Ван Гог «Картофель».

А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

4.  Итоговое мероприятие: Осенняя ярмарка

1.Рассматривание овощей,  беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды

с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней

и нужней на земле

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем

ножик взяла

И ножиком этим

крошить начала

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкою,

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

Приседают, «шагают»

пальцами по ковру.                                      

Загибают по одному пальцу на название на

руках.

Хлопок.

Попеременно ударяют

кулачками и

хлопают в ладоши.

Загибают по одному

пальцу на название..

Хлопок.

Стучат ребром ладони.

Загибают па одному

пальцу на название.

Хлопок.

Складывают руки

 накрест.

Загибают по одному

пальцу на название.

Хлопок.

Показывают, как едят

 суп

2.Знакомство с фиолетовым цветом, упражнения на узнавание и соотнесение основных цветов: «Радуга», «Подбери куклам обувь», «Подбери мишкам шарики», «Спрячь бабочку» и т. п., разучивание подвижной игры «Дождик».

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Белорусская песенка

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Потянуться. Сомкнуть руки над головой.

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.   

3.Экскурсия на кухню детского сада и в кладовую, где хранятся овощи.

4.Подвижная игра «В огороде»

Игра «В огороде»

В огород пойдем,

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску,

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком,

Побежим за кабачком

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки

Дети идут по кругу,

держатся за руки.

Приседают, держатся

за руки.

Пляшут, держат руки

на поясе.

Тянутся вверх,

поднявшись на носочки.

Бегут по кругу друг за

другом.

Скачут по кругу друг

 за другом.

III неделя Тема «Сад. Фрукты.»

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнения «ЯБЛОКИ», «ЕЖИК И ЯБЛОКИ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи.

2. Игры и упражнения.

Хороводная игра «ЯБЛОНЯ». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками. Упражнение с массажными мячиками. Пальчиковая гимнастика «Магазин»

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Ван Гог «Корзина с яблоками».

А. Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

Л. Толстой «Косточка».

4. . Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Мои любимые фрукты»

1.Рассматривание фруктов, подбор определений, разучивание подвижной игры «Яблоня».

Игра «Яблоня»

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!

Дети идут по кругу,

держатся за руки.

В центре стоит один

ребенок —«яблоня».

Дети останавливаются, на каждую

строку загибают по одному пальцу

на руках.

Опускают руки,

пожимают плечами.

Эти слова произносит

ребенок-яблоня»,

Дети загибают по

одному пальцу на

руках, начиная с больших.

Дети разбегаются,

«яблоня»  пытается

их запятнать.

2.Разучивание упражнения с массажными мячиками.

Упражнение с массажными мячиками.

Сливу я держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

И. Нищева

Кладут мячик на правую ладошку.

Крепко сжимают его.

Раскрывают ладонь.

Катают мячик между ладонями.

3.Экскурсия в магазин «Овоши — фрукты», разучивание пальчиковой гимнастики «Магазин», проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Пальчиковая гимнастика «Магазин»

У метро - стеклянный дом.          

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,                  

Лук и перед очень вкусный 

Сок, бананы, апельсины,            

Киви, свеклу, мандарины.    

         

Это место-просто склад            

Витаминов для ребят.                  

Идут по кругу, держатся за руки

Останавливаются лицом в круг,

загибают по одному пальцу

сначала на левой руке, потом

на правой каждое название овощей

и фруктов

Вновь идут но кругу, держатся

за руки

4.Дыхательная гимнастика. Подвижная игра «Яблоня».

IV неделя Тема «Лес. Грибы. Ягоды.»

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических представлений, зрительного внимания.

На наборном полотне перед детьми — коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку — те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Воспитатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, :ели допущена ошибка. В заключение воспитатель подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, потому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки ложно положить и в ту и в другую корзинку. Почему?

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы  

2. Игры и упражнения.

Упражнение «ПО ЯГОДЫ». Координация речи с движением. Разучивание стихотворения «Лесные ягоды». Подвижное упражнение «Боровик»

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

В. Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Мухомор», «Подберезовик» (из книги «Лесная мозаика»).

«Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

4. . Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

1.Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»). Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобных и ядовитых грибов, лесных ягод. Разучивание упражнения «По ягоды».

Игра «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы опять идем искать.

В. Волина

Маршируют по кругу,

держат руки на поясе.

Наклоняются, правой рукой

 касаются носка левой ноги,

не сгибая колен.

Опять маршируют по кругу.

Наклоняются, правой рукой

касаются носка левой ноги,

не сгибая колен.

2.Повторение игры «По ягоды», разучивание стихотворения «Лесные ягоды».

Стихотворение «Лесные ягоды»

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу.

Н. Нищева

3.Упражнение в подборе однокоренных слов (дуб-дубок-дудочек-дубовый-дубина; лес-лесной-лесник-лесовик-лесок-лесочек) .

4.Разучивание считалок (на выбор) и подвижной игры «Боровик».

Упражнение «Боровик»

По дорожке шли —

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Идут по кругу, держатся

 за руки,

Приседают, опускают голову.

Опускают голову,

группируются.

Вновь идут по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Данные материалы по планированию разработаны учителем-логопедом МДОУ № д/с Мячиной Ниной Николаевной (высшая квалификационная категория). В представленном планировании обобщен и систематизирован...

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.

Задания логопеда  воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи....

Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.

Задания логопеда  воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи....

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей логопедической группы.

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. При тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей...