Обучение дошкольников связной речи
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Светашова Ирина Евгеньевна

Правила пересказа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей связной речи. Пересказ.

Правила пересказа текста.

 1) Выбор произведения.

А) На начальном этапе работы используются небольшие тексты с последующем увеличением.

В) Отбираем тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.

Г) Начинаем с текстов повествовательного характера, только на втором году жизни используем описательный текст.

2) Кол-во занятий.

А) обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий — на трех.

3) Структура занятий.

А) Подготовительный этап.

(Отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок, чтение сказки, разбор текста: «языковой» и «содержательный». Текст прочитывается дважды с перерывом.)

  1. Загадки о героях.
  2. Чтение сказки интонационно грамотно. Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям.
  3. Беседа по содержанию. Рекомендуется использовать поощрение. В виде бонусов. Вопросы задаём чётко по тексту, соблюдая временную последовательность.(вопросы типа: Кто главный герой сказки? Какие герои встретились ещё? Что с ними случилось? Что он сделал? Зачем? Что было сначала, что потом? Чем всё закончилось? ) Маленькие дети отвечают односложно, большие полным предложением.
  4. Выставление картинок в логической последовательности. 
  5. Языковой разбор. Рекомендуется игра с мячом. Вспоминаем слова признаки: какой герой? Какие камни? Какие жёлуди? И т.д. Слова действия: Что ёжик сделал? Лёг, услышал, испугался, вышел, увидел, зашёл и т.д. Слова предметы: кто? Что?  Подбираем слова синонимы. ; вспоминаем конкретный лексический материал текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?»
  6. Повторное чтение рассказа. Рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений.
  7. Деформированный текст. Чтение деформированного отрывка из текста, где нарушена логическая последовательность и чтение нормативного отрывка. Проводится сравнение.

Б) Основной этап.

  1. Пересказ текста. Первоначально используются приемы пересказа «по цепочке», по одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Используются наводящие вопросы и картинки. Только в подготовительных группах используется пересказ без опоры на демонстрационный материал. Рекомендуется, например, такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.
  2. Использование рисунка. После разбора и пересказа текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
  3. Наглядная схема. На втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Хорошо использовать доску с маркерами или мелом.
  4.  Пересказ текста с изменением: лица (он, я, она), времени.

Примерный перечень авторов:

В.Сутеев, В.Бианки, Е.Чарушин, М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Н.Сладков, К.Д.Ушинский, Л.Н.Тольстой, К.И.Чуковский, Л.Е. Улицкая, Г.М. Цыферов, сказкам братьев Гримм, Русские народные сказки.

Литература.

1. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

2.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Подготовлено учителем-логопедом Светашовой И.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Комплексный подход к организации обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ...

Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»

Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диал...

Обучение развитию связной речи старших дошкольников.

Обучение родному языку, в частности развитие связной речи - одна из главных задач подготовки детей к школе....