КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
статья по развитию речи на тему

Комплексный подход к организации обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Проблема развития связной речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения навыками монологической речи у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Рассматривая связную речь не как простую последовательность слов и предложений, а как последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, обозначим ее цель – сообщение, повествование, рассуждение о каких-либо фактах, событиях или явлениях реальной действительности. Следовательно, каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет выстроить свое высказывание, можно судить об уровне его развития.

Анализируя собственный опыт, надо отметить, что элементы монологической речи появляются в высказываниях детей уже в возрасте 2-3 лет, но именно старший дошкольный возраст считается сенситивным (время качественного скачка в развитии ребенка) к становлению полноценной связной монологической речи. 

Важнейшими характеристиками связного устного сообщения (развернутого высказывания) являются последовательность изложения, смысловые, логические и грамматические связи между предложениями и частями рассказа, законченность выражения мысли [2, с. 102].

Работа над связной речью обозначена в любой образовательной программе дошкольного образования, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную  работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды должна обеспечить возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей как с взрослыми, так и со сверстниками, а также способствовать развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т.д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения большое значение имеют способы организации развивающей среды, влияющие на формирование разных сторон речевого развития детей. Следует выделить следующие требования к организации речевой развивающей среды ДОУ:

  • размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности), что обеспечит объединение детей по общим интересам;
  • динамичность среды;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • учет гендерной специфики развития детей;
  • полифункциональность предметного обеспечения;
  • обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого педагогические работники ДОУ должны давать детям образцы правильной литературной речи: их речь должна быть грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.

Работа над развитием связной монологической речи в рамках непосредственно образовательной деятельности должна вызывать у детей интерес, носить продуктивный характер и включать в себя:

  • обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;
  • использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

Подчеркнем, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.  

При моделировании занятий по развитию речи их структура определяется тесной взаимосвязью различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи старших дошкольников.

Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков целесообразен комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях, а переход к построению связного высказывания для ребёнка становится естественным и нетрудным. [1, с.82].

Специально разработанные занятия по развитию речи приводят к позитивным изменениям в речевом и умственном развитии детей. Согласно результатам мониторинга, у них

- сформирован достаточный и достаточно высокий уровень культуры речи;

- повысилась ее точность, связность и выразительность;

- наблюдается уместное употребление в собственном словесном творчестве средств художественной выразительности.

Помимо того, что развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др., учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей, включая работу над словарем и отработку грамматических категорий; работу над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т.д.

Творческое профессиональное общение педагогов ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах:

  • взаимные консультации;
  • совместные мероприятия;
  • методические объединения;
  • педагогические советы;
  • мастер-классы;
  • семинары и др.

Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т.к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.  

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития может осуществляться через:

  • оформление информационных стендов;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;
  • открытые мероприятия;
  • совместные мероприятия;
  • совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.

Взаимодействие со школой необходимо для выявления требований к развитию монологической устной речи в первом классе, что позволяет использовать полученные данные при разработке системы работы по развитию связной речи в детском саду, при подготовке воспитанников ДОУ к особенностям школьного образования, обеспечив тем самым преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию связной монологической речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Литература

1.  Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.

2. Ленская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. - 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».

   Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...

Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:- пересказом- рассказом (в элементарной форме)....

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ...

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...

Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»

Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диал...

Приемы обучения детей связной монологической речи

Развитие связной речи - одна из главных речевых задач в детском саду. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь развивается в повседневной жи...