Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Филимонова Оксана Николаевна

 

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:

- пересказом

- рассказом (в элементарной форме).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов ДОУ19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №1 МО Кореновский район

Консультация для педагогов ДОУ:

«Формирование связной  монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

учитель-логопед:  Филимонова Оксана Николаевна

Кореновск 2016 год.

     Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом.

      Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Также умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Монологическая речь сложнее диалогической, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, концентрации внимания на содержании и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

      Но последнее время все чаще мы слышим от учителей начальных классов слова о том, что дети седьмого года жизни, обладая большими объемами знаний во многих областях, не могут связно выразить свои мысли, пересказать простой рассказ, сюжет сказки или мультфильма. Как следствие, школьник не может написать изложение и испытывает трудности при написании сочинений. Этим и обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей.

   Чтобы исправить эту ситуацию, работу по обучению рассказыванию необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:

- пересказом

- рассказом (в элементарной форме).

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. В пересказе ребенка присутствуют элементы творчества – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Приемы обучения составлению описательных рассказов (по игрушке, картине, предмету)

1. Образец рассказа воспитателя

2. Частичный образец

3. Разбор образца рассказа

4. План рассказа

5. Воспроизведение плана рассказа

6. Коллективный разбор плана

7. Составление рассказа по частям(картина)

8. Окончание рассказа, начатого воспитателем

Важнейшей предпосылкой для формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста является правильно организованная, систематическая работы по обучению рассказыванию и созданию обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, описывать окружающее, вступать в речевое общение.

Решая задачи обучения рассказыванию  на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому наглядный материал имеет особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Для того, чтобы работа над формированием связной монологической речи была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:

  • Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
  • Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  • После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
  • Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
  • Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
  • Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
  • Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
  • Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
  • По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Добиться хороших результатов позволит  включение в систему работы по обучению рассказыванию следующих видов деятельности:

  •  ознакомление с крылатыми выражениями и фразеологическими оборотами, как средство развития яркой и образной связной монологической речи;
  • использование творческих рассказов по картине с проблемным сюжетом (творческое осмысление, придумывание  и включение в рассказ того, что было до и после изображенного на картине)
  •  использование метода наглядного моделирования в обучении пересказу и рассказыванию
  • организацию взаимодействия педагогов и родителей, как средства   закрепления у детей навыков рассказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Формирование монологической речи с помощью мультимедийной презентации на примере составления рассказа по сюжетной картинке

Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей, в том числе у детей с наруш...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...

Консультация для педагогов детского сада: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ SMART ТЕХНОЛОГИИ"

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего пок...