Развитие фонематического слуха детей с использованием театрализованной деятельности.
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

Василькова  Валентина Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе

                                                                                                   Развитие фонематического слуха у детей с использованием театрализованной деятельности.

   «Путешествие с Колобком».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе

       Образовательная область «Познание».

Развитие фонематического слуха у детей с использованием театрализованной деятельности.

                                                                                       Воспитатель ГБДОУ № 78

                                                                            Приморского района

                                                                       Санкт-Петербурга

                                          Василькова Валентина Александровна                                                                       

Тема:  «Путешествие с Колобком».

        Задачи:

  1. На развитие познавательных способностей:

а) узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат…;

б) Узнавать предмет по силуэту;

в) Анализировать и вычислять кто (что) лишнее в группе предметов;

  1. На развитие речи фонематического слуха:

а) учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения;

б) активизировать словарь детей за счет слов:

Худенький – толстый;

Низенький – высокий;

Шустрый – медлительный;

в) учить детей выделять звук в словах (в названиях предметов, изображений на картинках);

г) учить находить место звука в словах (в начале, середине, в конце);

д) называть слова с заданным звуком;

е) упражняться в артикуляции звуков;

ж) развивать голос, выразительность речи, внимание, память, воображение, мимику;

з) развивать у детей нравственные представления.

        Ход занятия:

В-ль: - Ребята, вы любите путешествовать? А сказки любите?

- Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждет очень знакомый вам герой. Он приглашает нас в свою сказку.

- Но нам надо на чем то путешествовать. А на чем мы можем поехать в путешествие.

- Давайте поедим на волшебном паровозике?

- Готовы? Приготовили ручки, сделали ручки хоботком. Дима ты будешь машинист, объявляй.

Машинист: - Осторожно, двери закрываются!

- УУУУУУУУУУУ… (не громко, без напряжения)

В.- И закрутились колесики (руки, согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

                «Поезд мчится и шипит

                И колесами стучит

                Чух-чу, чух-чу

                Я лечу, лечу, лечу,

                Я качу, качу, качу».

В. - Ну, вот мы и подъехали к лесу. Как красиво! Кругом сугробы, снег искриться на солнышке. А какие зимой деревья заснеженные, елки зеленные.

- А что это там лежит под кустиком?

Выставляется колобок квадратной формы.

Колобок: - Здравствуйте, дети, я, - колобок.

Дети смеются.

- Что – то не так? Почему? Какой должен быть колобок?

Из – за  квадратного, появляется круглый.

        В.- Все ясно, Колобок решил над нами подшутить! Он очень весёлый, любит шутки, загадки, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться. Поэтому, вы будьте внимательны и, если Колобок ошибется, вам нужно исправить его ошибки, помочь ему! Хорошо?

        - Итак. Испекла бабушка колобок и поставила его остужать на окошко, полежал, полежал Колобок, прыг в форточку и покатился Колобок по снежной дорожке. И прикатился Колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте мы поможем Колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

        - Как шумит лес – шшшшшшш…

        - Как свистит ветер – сссссссссс...

        - Как скрепит снег под ногами – ссссссссс.

        - Как ухает сова – у-у-у-у.

        - Вот прыгают синички – зинь – зинь – тан, зинь – зинь – тан.

        - Весело прыгаю воробьи – чик – чирик …

        - Каркает ворона – кар – кар …

        - Воет волк – уууууу…

        - Молодцы!

        - Ребятки, а вы знаете, что под сугробами спят цветочки, они ждут весну. Когда пригреет солнышко, они начнут распускаться. Давайте покажем, как будут цветочки распускаться. Приготовьте правую руку (кисть с согнутыми вытянутыми пальцами), улыбнитесь, покажите зубки, прижмите кончик языка к нижним зубам.

        Цветок медленно начинает распускаться сссссс…. Распустился цветок и потянулся к солнышку (аналогично левая рука) Набежали тучки и цветочек закрылся.

        В.- Молодцы, ребята. Колобку очень понравилось.

        - А теперь, Колобок просит вас догадаться каких зверей он вам покажет

        Черные силуэты:

  • Волк
  • Лиса
  • Заяц
  • Медведь
  • Лошадка

В. - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно?

- А кто лишний?

- Вспомните, кого повстречал Колобок первым?

- Правильно, зайчика.А вот и зайчик. Давайте поздороваемся с зайчиком.

- Ой, ребята, посмотрите какой зайчик грустный, видимо что-то случилось, давайте спросим:

Дети: - Что с тобой заинька?

В. - Ой, дети, он,  оказывается  простудился, ел снег.

Дети: - Давай, заинька мы тебя полечим?

В. - Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся

Дети: - Оденем на зайку шубку, на голову шапку, на лапку – рукавички.

Дети хором:

        «Шубка – шубейка, заиньку согрей-ка»

В. - Ну вот зайка согрелся и благодарит: - «Спасибо, ребята». А мы давайте скажем заиньке, чтобы больше не простужался.

Дети: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь.

Дети хором:

- До свидания, зайка!

В. - Покатился Колобок дальше. И прикатился к мостику через речку, а у мостика стоит серый волк. Покажите, какой он страшный.

- Ой, какой страшный!

- Волк стоит у мостика и каждого кто подходит к мостику, спрашивает какой в его имени первый звук. Кто правильно ответит, тот пройдет.

Ответы детей.

В.- Молодцы, правильно ответили, перешли по мостику, и пошли дальше. Катится Колобок и видит кого-то: худенький, низенький, беленький, шустрый в берлоге сидит. Колобок говорит, что это медведь. Правильно он описал медведя?

В.- Наших ребят не проведешь, они знают, что медведь:

  • Не худенький, а (толстый, жирный);
  • Не низенький, а (высокий);
  • Не шустрый, а (неуклюжий, медлительный);
  • Не белый, а (темный, бурый).

В.- Правильно! Давайте поздороваемся с мишкой.

Дети здороваются и колобок здоровается.

В.- Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы Колобка. Давайте попросим медведя: «Не ешь, мишка Колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем». А пока мишка придумывает нам задание, мы немножко согреемся, зима ведь!

        Физкультминутка:

                У нас славная осанка,

                Мы свели лопатки

                Мы походим на носках,

                А потом на пятках.

                Пойдем мягко, как лисята,

                И как мишка косолапый.

                И как заинька-трусишка

                И как серый волк- волчишка

                Вот свернулся ёж в клубок,

                Потому что он продрог.

                Лучик ежика коснулся,

                Ежик сладко потянулся.

Дети имитируют повадки зверей.

В.- Ну, мишка, придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Покажите, какой растерянный. Оказывается, у него в стихах перепутались звуки. Давайте поможем ему.

  1. Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (зайки);
  2. Здесь, хорошее  местечко, протекает  рядом печка (речка);
  3. Слезы льются у Оксанки, у неё пропали банки (санки);
  4. Мишка спрятался под горку, и грызет тихонько норку (корку);
  5. Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

Мишка: - Спасибо, ребята, теперь я буду спокойно спать….

Дети: - До свидания, мишка!

В. - Покатился Колобок дальше, вдруг видит, кто-то тихонько крадется, к земле пригибается, будто кланяется, а сама-то пушистая, золотистая, на груди жилет, на шее белый галстучек. Кто это, ребятки?

В. - Правильно лисичка. А какой характер у лисички? (хитрая, злая, коварная, изворотливая).

Лисичка: - Здравствуйте, дети, здравствуй Колобок – румяный бок, а я тебя съем.

Дети: - Не ешь, лиса, Колобка!

Лисичка: - Хорошо! Тогда ответьте, с какого звука начинается моё имя – «ль». Правильно! А теперь найдите картинки с этим звуком.

Лисичка: - Ну, молодцы, ребята. Теперь я колобка кушать не буду, а лучше с ним подружусь!

В. - Ребятки, в р.н.с. лиса съела Колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы помогли Колобку. А давайте на прощанье подарим  зверюшкам подарки, смотрите, что у меня есть.  

  • Зайчику – зонтик;
  • Медведю – мелки;
  • Лисе – ленточку;
  • Волку – валенки.

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

В. - А лесные зверюшки и Колобок вам тоже передали кое-что. Смотрите  это очень вкусные лесные орешки.

Дети: - Спасибо, зверюшки. До свидания. Спасибо Колобок, до свидания!

В. - Нам пора, паровозик отправляется

Машинист: - Осторожно двери закрываются!

Мы приехали в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие?

А теперь, давайте, попробуем угощения из леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".

Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха детей с ТНР через игры

Проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в зву...