Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности: «Хвастовство само себя накажет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Алексеенко Ольга Александровна

Организация здоровьесберегающей деятельности

в коррекционно-развивающей работе

как основа комплексного многостороннего воздействия

на личность ребенка с ОНР через театрализованную деятельность детей в целях активизации произвольного слухового внимания, развитии способности концентрироваться, управлять мысленными образами, стабилизации психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyagushka-puteshestvennitsa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Организация здоровьесберегающей деятельности

в коррекционно-развивающей работе

как основа комплексного многостороннего воздействия

на личность ребенка с ОНР

Учитель-логопед

Алексеенко О.А.

Педагог-психолог

Сергеева М.В.

2013-2014 учебный год

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Хвастовство само себя накажет

(по мотивам сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»)».

Программные задачи:

- Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя.

- Нормализация темпа и ритма речи, высоты голоса.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие мимико-артикуляторных мышц.

- Активизация произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

- Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

- Стабилизация психических процессов.

- Развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

- Развитие пластичности и выразительности движений, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе.

Необходимые материалы: мешочек из ткани, игрушечная лягушка, гимнастическая деревянная палка.

Вступление (психолог)

Ведущий берет мешочек, в котором находится игрушечная лягушка. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке.

После того как дети узнали, что в мешочке находится лягушка, ведущий вынимает ее и сообщает, что это не простая лягушка, а лягушка-путешественница, и что сегодня она приглашает нас в свою сказку.

Вхождение в сказку (психолог)

— Перенесет нас в сказку лягушачий хор. Слушать надо очень-очень внимательно. Расслабьте тело, закройте глаза и слушайте...

Откройте глаза: мы уже в сказке. Лягушачий хор перенес нас на одно чудесное, заросшее травой болото. Чувствуете, как пахнуло сыростью? На этом болоте и начинается наша сказка.

Сказка (логопед)

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно, но как-то осенью случилось одно происшествие.

Лягушка сидела на сучке старой коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»

Развитие мимико-артикуляторных мышц

- Ресничками похлопали, губками пошлёпали,

Зубки показали, язычок наказали.

Артикуляционная гимнастика

Статическое подготовительное упражнение для языка:

«Жало»

- Как лягушка ловит комаров? Она высовывает язычок и ловит им мошек и комаров. Давайте и мы попробуем также.

«Надуем щеки, как лягушки».

«Кваканье».

А теперь давайте поквакаем, как лягушка. Нужно с закрытым ртом набрать воздух через нос и на выдохе сказать: «Ква!». Рот у лягушки большой, она открывает его широко. Сначала громко, а потом – тихо.

Упражнение 1. Приятный дождь (психолог)

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы.

Прыжки на одной ноге по кругу

Дети стоят лицом в круг,

Ритмичные приседания.

Руки вверх, потряхивание кистями.

Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Дети встают, легким потряхиванием освобождают от напряжения плечи и руки, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под «моросящий теплый дождь», и слушают запись с шумом дождя. Мышцы лица расслабляются... легонько улыбаются губы... слегка полуприкрыты глаза... Нет никакого напряжения... Дождик теплый и приятный... Лицо выражает удовольствие и наслаждение...

Логопед.

Пока лягушка так нежилась, на болото спустилась и села большая стая уток.

- Кря, кря! — сказала одна из них. — Становится холодно! Скорее на юг! Скорее на юг!

- Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка. — Что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

Утки начали наперебой кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Кря! Там тепло! Кря, кря! Там такие славные теплые болота! Кря, кря! Какие там червяки! Хорошо на юге! Кря!

Упражнение 2. Беседа (логопед)

Один ребенок исполняет роль лягушки. Он принимает соответствующую позу, т.е. садится на корточки, раздвинув колени и упираясь двумя руками в пол перед собой.

Другие дети — «утки». Руки у них до локтей прижаты к туловищу, а предплечья и кисти выполняют роль крыльев. Можно слегка покачиваться из стороны в сторону.

«Лягушка» задает «уткам» вопрос, что такое юг. «Утки» отвечают, каждая по-своему восхищаясь югом.

После каждого ответа «лягушка» подпрыгивает и удовлетворенно или с удивлением произносит «ква».

- Возьмите меня с собой, — попросила лягушка.

- Это невозможно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя же нет крыльев.

- Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка. — Я сейчас вернусь, я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее.

И она нырнула в болотную тину, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Вскоре она вынырнула.

Упражнение 3. Лягушка и утки (психолог)

«Лягушка» становится в центр круга. «Утки» стоят вокруг, хлопают «крыльями» и радостно, громко, восторженно крякают. Как только «лягушка» ныряет (приседает), «утки» сразу же разлетаются и молча плавают, перебирая лапками (выполняя волнообразные движения кистями).

Когда «лягушка» выныривает (встает), «утки» снова ее окружают, хлопают «крыльями» и громко, весело крякают. Все расслабляются в положении сидя на пятках.

Логопед.

- Я придумала! — сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посредине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее.

Лягушка взяла в рот прутик, и вся стая поднялась в воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты. Она болталась в воздухе из стороны в сторону и изо всех сил стискивала свои челюсти.

Упражнение 4. В полете (психолог и логопед)

Вариант 1. Ведущий с ассистентом (взрослым) держат палку на уровне плеч. Каждый ребенок по очереди хватается за нее руками, и взрослые проносят ребенка на некоторое расстояние.

Логопед.

Вскоре лягушка привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились...

Упражнение 5. Взгляд с высоты (логопед)

- Закройте глаза, представьте себя лягушкой в воздухе и «посмотрите» вниз. Что вы видите? Начинать ответ можно со слов «Подо мной...» (поля, горы, реки, озера, леса, города, деревни и т. д.).

Отдыхая на земле, утки неустанно хвалили лягушку.

- Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они. — Даже между утками мало таких найдется. У лягушки от восторга замирало сердце.

На следующий день утки летели так низко, что лягушка услышала даже голоса людей.

- Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне. – Утки лягушку несут!

«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! — кричали в другой деревне. – Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я! Я!

Упражнение 6. Хвастовство (психолог)

- Как вы думаете, что случилось с лягушкой после того, как она кричала?

Почему она не промолчала? Приятно, когда хвалят? Сейчас поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы в ответ громко и отчетливо отвечайте: «Я!»

- Кто из вас самый умный? (красивый, ловкий, смелый, честный, добрый, веселый...). Кто самый хвастливый?

Логопед.

Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала вниз и наконец, бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она тотчас же вынырнула из воды и закричала во все горло:

- Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным всплеском, все местные лягушки попрятались в воду.

Упражнение 7. Лягушки (психолог)

Все дети - «лягушки». Они ритмично прыгают под музыку. Услышав плеск (хлопок ведущего), замирают на месте, не меняя позы. Слушают ощущения в теле, отмечают, есть ли усталость в ногах, удобная ли поза.

Ведущий уменьшает громкость звучания музыки.

После сигнала «лягушки» снова прыгают до очередного хлопка.

Логопед.

А потом лягушка-путешественница рассказала местным лягушкам чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее куда угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие чудесные теплые болота.

– Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уже никогда не вернулись.

Заключение (логопед)

Закончилась сказка, и волшебная сила перенесла нас обратно. Посмотрите вокруг. Видите, вместо болота под ногами у вас ковер, а на месте деревьев снова появились шкафы, стены...

Какое упражнение из сказки понравилось вам больше других?

А какое не понравилось? Почему?

Что мы делали в сказке, какие действия выполняли? (квакали, прыгали, крякали, хлопали «крыльями», кричали, хвалились, слушали лягушачий хор, говорили, расслаблялись и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»

Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее,  при этом о...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»

В этом занятии ,ребята работают  с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о  весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. « Загадки на грядке »

Ребята закрепляют обобщающие понятия "Овощи", "Фрукты", "Ягоды". Учатся отгадывать загадки и объяснять, почему  о нем  (фрукт, овощь, ягода) так говорят. Ребята рассуждаю,т  в какое вре...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Полёт на воздушном шаре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на МО воспитателей старших групп по теме: Развитие креативных качеств у дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности....

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: « Использование техники оригами (конструирование из бумаги « Белый зайчик») в художественно-речевой и театрализованной деятельности (настольный театр по сказке « Рукавичка» О. Емельяновой) старш...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Поможем Незнайке»

Конспект занятия в старшей группе целью которого является артикуляция свистящих и шипящих звуков и закрепление их правильного произношения....