Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тепаева Ирина Геннадьевна

Конспект занятия с детьми подготовительной группы детей с ЗПР

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_fedorino_gore.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 38 «Росинка»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы детей с ЗПР

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Саров 2013

Ф.И.О.                                                                                       Тепаева Ирина Геннадьевна

Должность,                                                                                 воспитатель

 

образовательное учреждение                                                   МКДОУ «Детский сад № 38»  

Интеграция образовательных областей                                  Коммуникация, Познание, Социализация, Здоровье

Тема занятия                                                                            Путешествие по сказке К.   Чуковского «Федорино горе»    

Программное содержание

 

Продолжать развивать интерес к художественной литературе через ознакомление с произведением К. Чуковского «Федорино горе». Продолжать учить понимать идею художественного произведения, оценивать поступки героев.     Прививать чуткость к поэтическому слову: учить подбирать рифмы.

Развивать умение узнавать и передавать  эмоциональное состояние героев, используя  средства выразительности (позу, жесты, мимику, интонации, движения).  Согласовывать движения рук при выполнении  кинезиологического упражнения.  

Расширять    словарь словами из авторского текста.

Упражнять   в употреблении существительных с   уменьшительно-ласкательным  суффиксом, относительных прилагательных.  Закреплять обобщающие понятия: посуда, люди, животные,  птицы, насекомые, бытовые приборы.

Развивать внимание, мелкую моторику, память.

Воспитывать сочувствие, отзывчивость, коллективизм,   уважительное отношение к окружающим: слушать собеседника,  не перебивать.

Оборудование

Карточки для схематизации, фломастер, картинки-иллюстрации к тексту, карточки  с контурами посуды к игре «Зашумлённые картинки», простые карандаши по количеству детей компьютер, слайд-фильм «Федорино горе» К. Чуковского

Пропедевтическая работа:

занятия по ознакомлению с произведением К.Чуковского «Федорино горе», проведение игр «Мои друзья», «Всё перепуталось», «Найди рифму» разучивание текста для драматизации

Активизация словаря:

корыто, кочерга, кофейник, сито, сыплются, железный, фарфоровый, деревянный, стеклянный, чугунный, самоварище, крупный, мелкий, глубокий, желторотый, воротитеся, расфуфырили,, умыть, почистить, окатить, повыведу, повымету, насекомые, люди, посуда,домашние птицы, домашние животные.

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

1 этап

Организационный момент (2 мин)

  •  Беседа

  Установка на правильную осанку

-Я недавно в интернете нашла произведение, которое читает сам Корней Иванович Чуковский. Его уже давно с нами нет, а голос его сохранился на плёнке. Хотите послушать?

 

2.

Основная часть

Демонстрация слайд-фильма «Федорино горе» в исполнении К.Чуковского.

 

Игровой приём «Появление вируса»

Игра «Мои друзья»

Схематизация героев сказки

 

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Игра «Всё перепуталось»

Речевая Игра «Что для чего»

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Игра «Найди  иллюстрацию к сказке»

Чтение отрывка

Речевая игра «Что из чего»

Игра «Хор самовара с блюдцами»

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Чтение отрывка

Драматизация отрывка

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Чтение отрывка

Игры «Хорошо-плохо»

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Чтение отрывка

Речевая ига «Назови ласково»

Игра «Рифмы»

Эмпатия

 «Грустные и сердитые тарелки»

«Гляди, кто это там

                   позади?»

«Идёт-ковыляет Федора»

«Весёлые  тарелки»

Кинезиологическое упражнение

«Чистим самовар»(одна рука на голове, гладит голову от затылка ко лбу, другая на животе-совершает круговые движения)

Игровой приём «Уменьшение вируса»

Речевая игра «Что  делала, что сделала?»

Упражнение «Зашумлённые картинки»

Установка на правильную осанку

-Вы узнали это произведение?

-Как оно называется?

-Это сказка, рассказ, стихотворение? Почему?

 

-Какое же горе случилось с Федорой? Почему это произошло?

-В наш компьютер попал вирус. Если мы от него избавимся, то сможем прослушать сказку до конца.  Компьютер вылечится  от вируса, если вы  выполните  задания.

 

-Мои друзья герои сказки «Федорино горе»

 Воспитатель схематизирует героев

- Где живут эти герои?  

-Значит они какие?

 -Посмотрите вирус стал уменьшаться. Продолжаем лечить компьютер.

Следующее задание.

Воспитатель раскладывает на столе картинки со схемами героев.

-В сказке герои перепутались  Давайте  наведём порядок.

На какие группы можно разделить героев сказки

 

-Для чего нужна посуда?

-Для чего нужно сито?

-Для чего нужен самовар?

-В чём ещё можно кипятить воду для чая?

-Для чего нужна сковорода?

-Из чего наливают кофе?

- Проверьте, уменьшился ли вирус?

-А теперь я   читаю текст сказки, а вы находите нужную картинку.

«А за ними блюдца,

                   блюдца –

Дзынь-ля-ля!

Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля!

Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь!

Натыкаются,

И стаканы – дзынь!

Разбиваются»

-Почему разбиваются    стаканы?

-Что ещё в сказке  стеклянное?

-Из чего сделаны блюдца?

Что ещё в сказке  фарфоровое?

-Из чего сделана сковорода?

- Что ещё в сказке  чугунное?    

-Из чего сделан самовар?

-Что еще в сказке металлическое?

 

- Как называет автор самовар? Почему?

- Низким или высоким  голосом говорит самовар? Покажите.

- А каким голосом говорят блюдца и стаканы?  Почему?Покажите.

Воспитатель обращает внимание на уменьшение вируса.

Воспитатель читает  следующий  отрывок:

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Воспитатель показывает пиктограммы (грустный, весёлый, испуганный, сердитый)

-У Федоры голос  сердитый, испуганный, грустный или весёлый ?

- Сердито, грустно или весело отвечала ей посуда?  

Воспитатель предлагает драматизировать отрывок.

-Давайте покажем, как отвечала посуда Федоре.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,

Чтоб, посуду воротить

«Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!»

Воспитатель предлагает посмотреть, что происходит с вирусом.

 

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Хорошо, что у Федоры нет посуды.

Плохо, что у Федоры нет посуды.

Воспитатель предлагает посмотреть, что происходит с вирусом.

Воспитатель читает следующий отрывок

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито,

                 разбито!»

 

-Давайте пожалеем посуду назовём её ласково.

Мы знаем, что «Федорино горе»-стихотворная сказка.

Поиграем в игру «Рифмы»

Воспитатель зачитывает строки из произведения

Давайте превратимся в сердитые, грустные  тарелки; блюдо, которое увидело Федору; в ковыляющую Федору, в весёлые тарелки.

 Почистим самовар

Воспитатель предлагает посмотреть, что происходит с вирусом. Вирус совсем уменьшился. Осталось выполнить последнее задание.

Сядете за стол тот, кто назовёт,  как   Федора ухаживала за посудой.

 

-Обведите какую посуду вы видите

-«Федорино горе»

-Это стихотворная сказка.

-Как в сказке герои могут разговаривать и двигаться, как в стихотворении есть рифма

-В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась

Я-блюдо, я-кофейник и т.д

-В сказке

-Сказочные

 

 

Дети делят сказочных героев на посуду, бытовые приборы, мебель, людей, животных, птиц, насекомых. Называют  обобщающие слова

-Для того чтобы готовить еду

-Просеивать муку

-Кипятить воду

 -В чайнике

- Чтобы жарить

-Из кофейника

Дети отмечают, что вирус стал ещё меньше.

Дети поднимают нужную картинку.

-Они сделаны из стекла. Они стеклянные.

-Стаканы, бутылки

-Из фарфора. Они фарфоровые.

-Чашки, тарелки, блюдо.

- Из чугуна. Она чугунная.

-Кочерга.

-Из металла. Он металлический.

- чайник, ножи, вилки, ложки, кострюля.

-Самоварище. Потому что он большой, крупный.

-Низким

Дети произносят низким голосом : бу-бу-бу

-Высоким.Они мелкие, стеклянные.

Дети произносят тонким голосом: дзынь-ля-ля

Дети находят и показывают нужную картинку.

-Испуганный

-Сердитый

Дети драматизируют отрывок.

Дети отмечают, что вирус уменьшается

-Не надо мыть, чистить, убирать

-Не из чего есть, не в чем готовить еду.

Дети отмечают, что вирус уменьшается

-чайник-чайничек

-ложки-ложечки и т.д

 

Дети находят и называют рифмующиеся слова.

Дети изображают, предложенные образы

 -Помыла, почистила, полила кипяточком, поливала, умывала,

полоскала

Дети обводят посуду по контуру

3.

Заключительная часть

Рефлексия

Игровой приём «Исчезновение вируса»

Демонстрация слайд-фильма «Федорино горе»

 в исполнении К.Чуковского.

-Чему научилась Федора?

-Чему научились вы?

-Вирус пропал. Теперь можно послушать сказку «Федорино горе» в исполнении К. Чуковкого.

-Нужно содержать дом в порядке

-Беречь свои вещи

Дети слушают и смотрят  сказку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...