Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь с детьми трех лет"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Георгиевская Лариса Владимировна

Важным условием развития ребенка является умение использовать речь для общения. Теперь малыш может сообщить окружающим то, что он чувствует и думает, выразить свое отношение к людям. И мы, взрослые, должны помогать ребенку подбирать точные слова для выражения своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_s_malyshami_trekh_let.docx697.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь с детьми трех лет.

         Словарный запас трехлетнего ребенка в 3-4 раза больше, чем у малыша двух лет. Количество слов, которые знает и понимает ребенок, достигает уже тысячи. Он хочет все узнать и во всем разобраться сам. Важным показателем речевого и умственного развития малыша является то, что теперь он говорит не только об окружающих предметах и непосредственно происходящих явлениях и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед  его глазами.            

        Ребенок начинает строить более сложные фразы, сравнивать предметы и явления, уточнять, задавать вопросы и делать первые самостоятельные выводы. В речи ребенка появляются сложные предложения. Это может быть сочетание двух и более простых предложений типа «Я думаю, я буду есть», «Посмотри, это собака». Дети с хорошо развитой речью начинают употреблять сложноподчиненные предложения: «Когда я буду большой, я тебя подниму».

  • Дети усваивают  язык, общаясь с другими людьми.  Больше разговариваем  и читаем  с малышом, не жалея времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха. Помогаем подбирать точные слова для выражения мыслей.
  • Учим малыша произносить фразы со словами «этот», «тот». Создаем ситуации, в которых необходимо делать выбор, тем самым побуждая ребенка использовать новые слова.
  • Поощряем малыша пользоваться фразовой речью и описывать то, что он видит в данный момент.  Например, что  делает бабушка или дедушка; на каком стульчике малыш  сидит – на большом или маленьком и т.д.

Используя простые глаголы, ребенок  расширяет свои речевые возможности: он может рассказать о своих желаниях, потребностях и действиях.  

  • Разговариваем с ребенком как можно больше, используем любые спонтанные ситуации – прогулку, рассматривание картинок в книжке, тем самым стимулируем ребенка говорить простые короткие фразы, например: «Это большой дом. Мы идем домой. Тут большая собака». В дальнейшем показываем малышу, как можно удлинить фразу, прибавляя по одному слову (дом большой синий красивый).

  • Учим малыша описывать действия, которые он выполняет в данный момент  (я ем, я иду, я прыгаю и т.д.);  которые он совершает, манипулируя с игрушкой (машина едет, кукла спит, мишка качается);  которые видит на картинке или фотографии (кошка спит, мама стоит).

        Малыш начинает усваивать грамматические правила языка.  Теперь, если ребенок сделает грамматическую ошибку, он может исправить себя сам: «Она…он не хочет гулять». Желая понять взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира, ребенок начинает задавать взрослым вопросы о том, что его интересует. Первые вопросы малыша – это утвердительные конструкции, произнесенные с интонацией вопроса: «Мамина кофта?» К концу третьего года появляются специальные вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «как», «почему», «когда». Одновременно ребенок учится вести диалог, отвечая на вопросы взрослых.

  • Малыш должен уметь отвечать на вопрос, который начинается со слова «где». Сначала научим малыша использовать простые для повторения слова «там» и «тут» для обозначения местоположения предметов или людей в пространстве (где стоит стол? – стол там; где папа? – папа тут).
  • Предложим ребенку картинки, на которых нарисованы дети и взрослые мужского и женского пола, пусть малыш попробует разложить картинки на мальчиков  и девочек, и скажет нам, кто он?

       Умение употреблять местоимения «я», «мне», «мое», «мои» является показателем не только речевого развития ребенка, но и уровня его самоидентификации. Задаем вопросы, требующие односложного ответа (Кто хочет гулять? – я!; чья это рубашка? – моя!).

      Полезно давать малышу поручения, которые содержат несколько последовательных действий: « Возьми салфетку и вытри рот». Такие упражнения  хорошо развивают слухоречевую память и понимание речи.

  • К трем годам учим малыша говорить слова-обобщения (еда, животные, игрушки). Показывая картинки, произносим слово,  которым можно назвать все изображенные предметы (кошка, собака, корова – животные).
  • Не забываем петь малышу детские песенки, поощряя его подпевать и сопровождать пение простыми движениями. Поем знакомую ребенку песенку, опуская последнее слово в строчке и заменяя его жестом, чтобы малыш повторил жест и допел нужное слово.
  • Для того,  чтобы познакомить ребенка с числовыми понятиями, создаем игровые ситуации, в которых  нужно считать различные предметы или просто называть числа. Можно считать, загибая пальчики ребенка; называть цифры, нажимая пальчиком малыша на кнопки телефона; рассматривая цифры в книжках – громко называть их.

         Важным условием развития ребенка  является умение использовать речь для общения. Теперь ребенок может сообщить окружающим то, что он чувствует и думает, выразить свое отношение к людям – любовь, недовольство, ласку, словесно описать свои потребности – просить есть, пить, дать нужную игрушку.  Малыш начинает учитывать комментарии взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу.      

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность»

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение  детей, речь перестала быть   эффективным средством коммуника...

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....

Консультации для родителей по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"

Консультации для родителей  по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"...

Консультация для родителей на тему: Развиваем речь у детей трёх лет

Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом.И в этом нам помогут речевые игры....

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речевое дыхание у детей с нарушением речи».

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Поэтому предлагаю занимательные игровые задания, направленные на развитие речевого дыхания....

Консультация для родителей по теме: «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультация для родителей по теме:«Развиваем пальчики - развиваем речь»...