Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы"Волшебный мешочек" (овощи, фрукты)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Галиаскарова Ирина Андреевна

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_mnemotablitsy.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы

Группа:средняя группа

Воспитатель: Галиаскарова Ирина Андреевна

Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи:

Образовательные:

- учить составлять описательный рассказ об овощах и фруктах, используя мнемотаблицу;

- уточнять представления детей об овощахи фруктах, учить выделять в овощахи фруктах определенные свойства,  правильно классифицировать овощи и фрукты;

Развивающие:

- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,уменьшительными, ласкательнымисуффиксами;

- развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь.

Воспитательные:воспитывать умение внимательно слушать взрослых и сверстников.

Оборудование:  игрушка Зайчик, мешочек, муляжи овощей и фруктов, подносы (2шт. разного цвета), мнемотаблица «Овощи, фрукты», мяч.

План НОД:

Название этапа НОД

Отведённое время

1.

Организационный момент:

 - Минутка приветствия «Друг».

 - Постановка проблемы

2мин

2.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

3мин

3.

Рассматриваниемнемотаблицы.

4мин

4.

Физкультминутка

2мин

5.

Составление описательного рассказа по таблице

5мин

6.

Словесная игра с мячом «Назови ласково»

2мин

7.

Рефлексия

2мин

Итого

20 мин

Ход НОД:

Этапы НОД и время

Деятельность  педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент.2 мин

а) Минутка приветствия «Друг».

б) Постановка проблемы

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила зайчонка, он тоже шел в детский сад. Вот он. (Воспитатель показывает детям игрушку зайца). Зайчик рассказал мне вот такую историю, что он шел к вам в гости и принёс гостинцы, но он хочет, чтобы вы отгадали, что у него в мешочке.

Хотите узнать, что у него в мешке?

-Зайка-побегайка, у тебя же был мешок. Где он? (Зайка достает мешок).

Дети садятся на стульчики.

2.Основная часть 16 мин

а) Д.и. «Волшебный мешочек»

 3 мин

- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы запускаете руки в мешочек, берете один предмет и на ощупь отгадываете,что это и фрукты кладете на один поднос, а овощи на другой.

-Ребята, давайте расскажем Зайчику, как можем назвать одним словом то, что лежит на этом подносе, и каким одним словом то, что лежит на другом подносе.

Дети ощупывают предмет и называют его.

(Морковь, капуста, огурец, лук, банан, яблоко, груша)

«фрукты», а на другом «овощи».

б)Рассматриваниемнемотаблицы.

4мин

-Ребята, давайте мы зайке расскажем про фрукты и овощи? А поможет нам в этом таблица.

-  Давайте ее рассмотрим.

1.Что это? Фрукт или овощ?

2.Цвет. Какого может быть цвета?

3.Форма. Какой может быть формы?

4.Вкус. Какой на вкус?

5.Где растет?

6.Какой на ощупь?

7.Что можно приготовить?

- Ребята, а послушайте, какой у меня рассказ получился.

Это лук. Лук-это овощ. Лук может быть желтого, красного, белого цвета. Он круглый или овальный. Лук горький. Он растет в огороде, на грядке, в земле. На ощупь лук гладкий, твердый. Лук обжаривают на сковороде и добавляют в блюда, также его можно есть сырым, чтобы не заболеть.

Дети вместе с воспитателем рассматривают каждый мнемоквадрат.

Варианты ответов детей.

в)Физминутка

2 мин

- А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Вставайте в круг.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.

И картошки накопаем.

 «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный,

очень вкусный.

Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

г)  Составление описательного рассказа по таблице

5 мин

-Зайка, а теперь послушай, как дети тебе расскажут про овощи и фрукты.

- Ребята, кто хочет рассказать Зайке про какой-нибудь овощ или фрукт?

Зайке очень понравились ваши рассказы.

Рассказы детей.

Например: Это яблоко. Яблоко-это фрукт. Яблоко может быть красного, желтого, зеленого цвета. Яблоко круглое. По вкусу оно кислое или сладкое. Яблоко растет в саду, на дереве, которое называется яблоня. На ощупь оно твердое и гладкое. Из яблока можно сварить компот, варенье, испечь пирог. Можно кушать сырым.

д) Словесная игра с мячом «Назови ласково»

2мин

-Ребята, зайца мы ласково называем зайка, зайчик, зайчонок. А овощи и фрукты мы можем назвать ласковыми словами?

-Ребята, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам давать мяч и называть фрукт или овощ, а вы будете мне возвращать мяч и называть ласковое слово.

Ответы детей

Помидор-помидорчик, морковь-морковочка, огурец-огурчик, тыква-тыковка,

 лук-лучок, свёкла-свёколка,

чеснок-чесночок, картошка-картошечка, яблоко-яблочко, груша-грушка, банан-бананчик.

3.  Заключительная часть

а) Рефлексия

2 мин

-Молодцы, ребята! Мы узнали, что лежало у Зайчика в мешке. Скажите, что там было?

-Мы рассказали зайчику, что мы знаем об овощах и фруктах.

 - А с помощью чего мы составляли рассказ?

- Но мы не все успели рассказать Зайке про овощи и фрукты, поэтому я вам подарю маленькую таблицу и сегодня, придя домой, вы расскажете маме и папе про какой-нибудь фрукт или овощ.

- Зайчик очень вам благодарен и говорит вам «Спасибо, ребята!»

- Давайте попрощаемся с зайчиком, скажем ему «До свидания».

Ответы детей

Овощи и фрукты.

С помощью таблицы

Литература

1. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1. Младший и средний дошкольный возраст/Под ред. А.И.Булычевой -  М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012 г. - 265 с.

  2. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада;

УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие» Москва, 2000.

3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С.Ушакова, А. Г.Арушанова, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина; Под ред. О.С.Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема "Осень-овощи-фрукты"

Образовательные области: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество.Цель:учить внимательно слушать речь воспитателя, активизировать и обогащать словарь по теме; формировать элемен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в процессе ознакомления детей средней группы с художественной литературой.

Целью моего занятия является создание условий для развития нравственных качеств у детей через ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Образовательная деятельность по развитию речи с чтением художественной литературы в средней группе «Зимующие птицы»

ОД по развитию речи с чтением художественной литературы в средней группе «Зимующие птицы»  Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развить внимание, лог...

Конспект Непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи через художественную литературу.

Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, ра...