Методическая разработка : « Папа, мама и я »
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Приходько Елена Викторовна

Конспект игровой образовательной ситуации с элементами фольклора для детей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_babushki_varvarushki.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у бабушки Варварушки»

Конспект игровой образовательной ситуации с элементами фольклора для детей младшей группы

Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность,
расширяя словарный запас слов новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.

Планируемые результаты: проявлять активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использовать в речи новые слова ;  бережно  относиться к предметам рукотворного мира.

Материал: атрибуты- ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка, печка, картотека загадок.

Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, печка, миска.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Русская изба», знакомство с предметами старины в группе.

-2-

Содержание деятельности.

Бабушка Варвара встречает гостей.

     Бабушка Варвара: Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам, и житья, и бытья , и здоровьица .  Проходите, детки милые, да рассаживайтесь  поудобнее.

- Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, изба, светелка).

     Хозяйка убирает с лавки рукоделие ( клубки, спицы ), «нечаянно » роняет клубок, он «катится» к печке.

- Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)

- А для чего в избе печка?

Стоит изба из кирпича,

То холодна,  то горяча.  ( Печка.)

- Дом без печки - нежилой дом – говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой»  ласково           называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.

- Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать!

      И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами.(Показать

иллюстрацию «Дети на русской печи».)  

- Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей)

На топтале был, на кружале был,

На пожаре был, на базаре был,

Домой пришел. (Горшок, чугунок.)

- Как вы понимаете смысл загадки?

- Как же нам достать из печки чугунок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть        помощники.  Попробуйте найти отгадку в избе.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

 

-3-

Бабушка достает  ухватом чугунок и  ставит его  на стол. Дети рассматривают чугунок, а    

хозяйка рассказывает о его назначении.

- Попробуйте пустой  чугунок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2- 3 детям).

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет. ( Ухват.)

- А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку  глядит». Почему  собака? Как вы думаете? ( Собака дом сторожит, а кочерга – огонь.)

- Кочерга  - важная помощница. Без нее  с печкой не справиться. ( Показывает, как  

пользуются кочергой.)

- Отгадайте- ка  загадку: «Железный  конь скачет в огонь». ( Кочерга.)

- Как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Пора мне вас и угостить. Раньше  

 говорили : «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится

 в загадке?

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят-

Ребята съедят. ( Каша.)

- Какую кашу вы больше любите?

 Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают каши и из чего их варят.

- Очень много блюд из крупы, каша была одним из основных кушаний крестьян. «Щи

  да каша – пища наша.

Из импровизированной печи бабушка достает чугунок с кашей и пирожки.

 - А вам от меня гостинцы. Накройте в группе стол и отведайте моей стряпни.    

Бабушка прощается с ребятами и угощает их кашей.

                           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Сценарий семейного спортивного праздника "Папа, мама я - спортивная семья".

Семейный спортивный праздник.«Папа, мама я - спортивная семья». Разработала: рук. физ. восп. Смирнова Е.Е. Вед.: Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем спортивное соревнование. Сегодня...

Методическая разработка занятия «Мама, папа, я – дружная семья!»

Творческий отчёт о работе с семьёй Детство замечательная пора непрестанных творческих попыток, которые непроизвольны и жизненно необходимы.  Развитие творческих способностей – длительный, сл...

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Методическая разработка "Папа, мама и я - спортивная семья!"

Методическое пособие, нацеленное на повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников и их родителей....

Методическая разработка "Наши мамы"

Конспект Непрерывной образовательной деятельности  по речевому развитию с использованием игровых технологий во второй младшей группе...

Методическая разработка "День мамы в средней группе"

Подборка конкурсов, стихов, игр и детских номеров ко дню матери в средней группе детского сада....

Методическая разработка занятия «Мама – слово дорогое» с участием настоятеля храма

Если мамины глаза, как июльская гроза, Я спешу просить прощения за плохое поведение. Если мамочкины глазки, как из очень доброй сказки, Я спешу ее обнять и скорей поцеловать! Маму очень я люблю, даже ...