Составление повествовательного рассказа «Прогулка в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Николаевна

Совершенствовать умение рассказывать по картине. Расширять запас слов, обозначающих действия и признаки; продолжать использовать в речи синонимы; раскрывать смысловое понятие «лес».  Ввести в словарь детей слова: хвойный, лиственный, смешанный. Учить детей составлять предложения из двух-трех слов. Воспитывать бережное отношение к лесу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_povestvovatelnogo_rasskaza.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Составление повествовательного рассказа «Прогулка в лесу».

Программное содержание. Совершенствовать умение рассказывать по картине. Расширять запас слов, обозначающих действия и признаки; продолжать использовать в речи синонимы; раскрывать смысловое понятие «лес».  Ввести в словарь детей слова: хвойный, лиственный, смешанный. Учить детей составлять предложения из двух-трех слов. Воспитывать бережное отношение к лесу. Закрепить впечатление о нем в рисовании.

Предшествующая работа. Чтение произведений о лесе, загадок, вождение хороводов.

Наглядный материал. Картина  «Прогулка в лесу»  автор О.Н. Соловьева. Хоровод «Мы ходили на луг» под музыкальное сопровождение.

                                 

Ход занятия.

1 часть.

 Стук в дверь. Входит Красная Шапочка.

      Дети кто к нам пришел?

  • А что это она принесла в корзинке?

Красная Шапочка загадывает загадки:

                                                                         И родители, и детки

                                                                         Носят модные беретки.

                                                                                                 (грибы)

                                                                        В этот гладкий коробок

                                                                        Бронзового цвета.

                                                                        Спрятан маленький дубок

                                                                        Будущего лета.

                                                                                                (желудь)

                                                                        Растут – зеленеют,

                                                                        Упадут – пожелтеют,

                                                                               Полежат – почернеют.  (Листья).                                                                                                

Красная Шапочка:

  • Я нашла все это в лесу. Хочу послушать, что вы знаете о лесе?
  • А что такое лес?
  • А какие деревья вы знаете?
  • Поясняю, если в лесу растут сосны и ели, то это хвойный лес. (Дети повторяют хором и индивидуально).
  • А если будут расти деревья с листьями (дуб, береза, клен), то такой лес будет называться лиственным. (Дети повторяют хором и индивидуально).
  • Если же в лесу будут расти и те и другие деревья, то такой лес будет называться смешанным. (Дети повторяют хором и индивидуально).

2 часть.

  • Сейчас мы побываем в таком смешанном лесу. Посмотрите на эту картину и скажите, какой лес изобразил художник на картине, как вы думаете?
  • Почему? О чем эта картина?
  • Как вы думаете, какой день изобразил художник на картине, и как вы это узнали?
  • Значит, про день, который изобразил художник на картине, можно сказать, что он летний, ясный, солнечный. Что дети делали в лесу?              

      - Кого увидели они в лесу?

      - Послушайте, я вам сейчас расскажу про этих детей.  (Показываю на переднем плане группу детей).

- Они гуляли в лесу, собирали грибы, разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц. Саша и Таня очень удивились, а Лена и Коля испугались, Спрятались и уронили корзину с грибами. Грибы рассыпались, а дети все смотрели на зайца. Заяц тоже испугался детей. Перепрыгнув через ручеек, он бросился бежать.

- Кто хочет рассказать про этих детей? Предлагаю план:

а) Что делали дети в лесу?

б) Кого они увидели?

в) Что делал заяц?

В ходе рассказов воспитатель оказывает помощь: подсказывает слово, задает наводящие вопросы, затем дается оценка рассказа.

- А кто хочет рассказать вот про этих детей? (показывает на другую группу детей на картине) Предлагаю план:

а) Кто это?

б) Что они делают?

Рассказывают два-три ребенка с неплохими навыками в рассказывании (оценка каждого рассказа).

-  Что еще можно рассказать про этих детей? (Показываем другую группу детей на картине). Предлагаю план:

а) Что они делают?

б) Кого увидел мальчик?

в) Что делает белка?

Рассказ по плану двух-трех детей. К оценке рассказов можно привлечь детей.

-  Теперь я вам расскажу про лес и детей, что нарисованы на этой картине, а вы послушайте.

-   Стоял летний, теплый день. Дети пошли гулять в лес, собирали грибы, ягоды. В лесу росли высокие деревья. Вдруг Саша, Таня, Лена и Коля на поляне увидели зайца. Он очень испугался и убежал. А Таня и Катя собирали цветы. Света с Сережей собрали полные корзины земляники, она была сладкая и ароматная.

Вдруг Дима увидел белку. Белка сушила грибы на зиму и насторожилась когда увидела ребят. Дима закричал: «Смотрите, белочка!».  Всю дорогу домой дети вспоминали свою прогулку в лес.

3 часть.

 Красная Шапочка приглашает детей на полянку:  «Мы сейчас с вами пойдем на полянку, где будем  водить хоровод. Там растет много цветов, как на лугу».

Физминутка. Хоровод «Мы на луг ходили» (под музыкальное сопровождение).

4 часть.

 Красная Шапочка. В моей корзинке все то, что есть в лесу. Вы сейчас будете мне загадывать загадки, а я отгадывать и показывать отгадки (из корзинки либо на картинке).

5 часть.

 Красная Шапочка. Вы хорошо и быстро загадывали интересные загадки. А теперь давайте поиграем. Я буду давать вам задание, а вы внимательно посмотрите на картину и выполните его. Итак, вам нужно составить предложение из двух слов, например «Заяц убежал». (Дети составляют). Молодцы.  А теперь из трех слов. Например: «Дети испугались зайца». (Дети составляют).

6 часть. Сегодня мы с вами  познакомились с лесом и сейчас нарисуем его. На столах краски и бумага. (Дети рисуют). Готовые работы выставляются, и воспитатель читает стихотворение:

                                                Давайте лес любить, оберегать

                                                И взрослым в этом деле помогать.

                                                Беречь леса, поля и реки,

                                                Чтоб сохранилось все на веки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".

Программное содержание:1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине.

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картинеФормирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы,...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась». Чтение стихотворения И. Сурикова «Детство» в подготовительной к школе группе

Задачи:Упражнять детей в подборе признаков к животному, а так же глаголов, обозначающие характерные действия животных; развивать память.Систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить ...