Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже
картотека по развитию речи по теме

Лабузова Ирина Леонидовна

 Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определённую последовательность при формировании словоизменения, при закреплении различных грамматических форм. Первый этап работы - "Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа". Методика по формированию словоизменения , предложенная Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, особенно эффективна в коррекционной работе с детьми , имеющими логопедическое заключение - " ОНР ( 2 уровень речевого развития").

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА        В ИМ. П.

1.     Формы множественного числа с окончанием – ы

1)    словоформа с ударным окончанием – ы      и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

·       Авторы допускают отнесение к этому разделу слов, звуковая структура которых меняется, как в словах  к «О»т – к «А»ты, ду «П» - ду «Б»ы

кот – кот`ы         нос – нос`ы        кит – кит`ы        дуб – дуб`ы                ус – ус`ы           суп – суп`ы                            

 час – час`ы         шар – шар`ы

топор – топор`ы         комар – комар`ы        живот – живот`ы   

стол – стол`ы           слон – слон`ы            болт – болт`ы            шкаф – шкаф`ы            куст – куст`ы          

винт – винт`ы            бинт – бинт`ы            крот – крот`ы             двор – двор`ы          гриб – гриб`ы                        

зонт – зонт`ы              морж – морж`и

карандаш  -  карандаш`и          малыш – малыш`и                  камыш – камыш`и

хвост – хвост`ы                            

2)   форма множественного числа с безударным окончанием – ы      и  с одинаковой звуковой структурой основы

н`ота – н`оты          р`ыба – р`ыбы        л`ужа – л`ужи           

 

к`орова – кор`овы            в`олос – в`олосы            помид`ор – помид`оры               син`ица – син`ицы         

бар`ан – бар`аны            вор`она – вор`оны           жир`аф – жир`афы                   ак`ула – ак`улы              

бегем`от – бегем`оты                            

т`ыква – т`ыквы               б`уква – б`уквы               к`офта – к`офты

сл`ива – сл`ивы                гр`уша -  гр`уши             пт`ица – пт`ицы

зуб – з`убы                       торт – т`орты                   клён – кл`ёны  

стр`аус – стр`аусы           обезьяна – обезь`яны       к`урица – к`урицы

лис`а – л`исы                     коз`а – к`озы                       пил`а – п`илы                        сов`а – с`овы                  

голов`а – г`оловы             овц`а – `овцы                       игл`а – `иглы                        изб`а – `избы                                        

3)    форма множественного числа с ударным окончанием - ы, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

козёл – козл`ы               конец – конц`ы              узел – узл`ы               щегол – щегл`ы             гонец – гонц`ы              

певец – певц`ы 

лев – льв`ы           сон – сн`ы            лоб – лб`ы           рот – рт`ы                огурец – огурц`ы             

осёл – осл`ы         скворец – скворц`ы                    

4)    словоформа с безударным окончанием – ы    и с изменённой звуковой структурой основы слова

дятел – д`ятлы                   перец – п`ерцы         заяц – з`айцы             палец – п`альцы                 метла – м`ётлы

                        ухо –` уши      

2.     Формы множественного числа с окончанием – и.

1)   словоформа с ударным окончанием – и       и   с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

мяч – мяч`и             паук – паук`и                петух – петух`и          сапог – сапог`и                 индюк – индюк`и        

язык – язык`и             парик – парик`и

 барсук – барсук`и                 корабль – корабл`и               пиджак – пиджак`и               воротник – воротник`и        

грузовик - грузовики            плащ – плащ`и               грач – грач`и                         снегирь – снегир`и                    

ключ – ключ`и

2)   форма множественного числа с безударным окончанием – и   и  с одинаковой звуковой структурой основы

нога – н`оги            щека – щ`ёки               конь – к`они       рука – р`уки           гусь – г`уси                  лось – л`оси   

олень – ол`ени            собака – соб`аки           лошадь – л`ошади                               лебедь – л`ебеди         

голубь – г`олуби          сорока – сор`оки  

кошка – к`ошки         вилка – в`илки          юбка – `юбки            туфля – т`уфли                    утка – `утки               

лодка – л`одки          ветка – в`етки           ложка – л`ожки     волк – в`олки     

                       свинья – св`иньи              книга – кн`иги               бр`юки                                                               

                        бабочка – б`абочки        медведь – медв`еди                                        

3)   форма множественного числа с ударным окончанием - и, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

носок – носк`и                    щенок – щенк`и                       кошелёк – кошельк`и                   

соловей – соловь`и           воробей – воробь`и              кабачок – кабачк`и       муравей – муравь`и           

звонок – звонк`и                   огонь –  огн`и                         пень – пн`и                     платок – платк`и

4)   словоформа с безударным окончанием – и      и с изменённой звуковой структурой основы слова

ноготь – н`огти           локоть – л`окти           коготь – к`огти 

   

3.     Формы множественного числа с окончанием –а

1)   словоформа с ударным окончанием – а    и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

     дом – дом`а                город – город`а                      глаз – глаз`а         тополь – топол`я 

             облако – облак`а         остров – остров`а                  парус – парус`а                      

2)   форма множественного числа с безударным окончанием – а    и  с одинаковой звуковой структурой основы

блюдце – бл`юдца   

3)   форма множественного числа с  ударным окончанием - а, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

4)   словоформа с безударным окончанием – а   и с изменённой звуковой структурой основы слова

ведро – в`ёдра                 бедро – б`ёдра                   окно – `окна                гнездо – гн`ёзда             

 кольцо – к`ольца              яйцо – `яйца 

 

4.     Формы множественного числа с окончанием – ja

1)   словоформа с ударным окончанием – ja     и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

2)   форма множественного числа с безударным окончанием – ja    и  с одинаковой звуковой структурой основы

платье – пл`атья     

3)   форма множественного числа с безударным окончанием - ja, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

4)   словоформа с безударным окончанием – ja     и    с изменённой звуковой структурой основы слова

кол – к`олья          дерево – дер`евья           крыло - крылья

                        стул – ст`улья        перо – п`ерья

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_sushchestvitelnykh_pechat.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже. Картотека составлена по материалам  книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой  « Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определённую последовательность при формировании словоизменения, при закреплении различных грамматических форм. Первый этап работы - "Дифференциация существительных именительного падежа  единственного и множественного числа". Методика по формированию словоизменения , предложенная Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, особенно эффективна в  коррекционной  работе с детьми , имеющими логопедическое заключение - " ОНР ( 2 уровень речевого развития")

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА        В ИМ. П.

  1. Формы множественного числа с окончанием – ы
  1.  словоформа с ударным окончанием – ы      и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
  • Авторы допускают отнести к этому разделу слова, звуковая структура которых меняется, как в словах к «О»т – к «А»ты, ду «П» - ду «Б»ы

кот – кот`ы         нос – нос`ы        кит – кит`ы        дуб – дуб`ы         ус – ус`ы           суп – суп`ы        час – час`ы         шар – шар`ы

топор – топор`ы         комар – комар`ы        живот – живот`ы    

стол – стол`ы           слон – слон`ы            болт – болт`ы            шкаф – шкаф`ы            куст – куст`ы            винт – винт`ы            бинт – бинт`ы            крот – крот`ы             двор – двор`ы          гриб – гриб`ы            зонт – зонт`ы              морж – морж`и

карандаш  -  карандаш`и          малыш – малыш`и                  камыш – камыш`и

хвост – хвост`ы                            

  1. форма множественного числа с безударным окончанием – ы      и  с одинаковой звуковой структурой основы

н`ота – н`оты          р`ыба – р`ыбы        л`ужа – л`ужи          

к`орова – кор`овы            в`олос – в`олосы            помид`ор – помид`оры                         син`ица – син`ицы           бар`ан – бар`аны            вор`она – вор`оны                               жир`аф – жир`афы           ак`ула – ак`улы               бегем`от – бегем`оты                            

т`ыква – т`ыквы               б`уква – б`уквы               к`офта – к`офты

сл`ива – сл`ивы                гр`уша -  гр`уши             пт`ица – пт`ицы

зуб – з`убы                       торт – т`орты                   клён – кл`ёны  

стр`аус – стр`аусы           обезьяна – обезь`яны       к`урица – к`урицы

лис`а – л`исы                  коз`а – к`озы                     пил`а – п`илы                        сов`а – с`овы                  голов`а – г`оловы             овц`а – `овцы                        игл`а – `иглы                  изб`а – `избы                                        

  1. форма множественного числа с ударным окончанием - ы, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

козёл – козл`ы               конец – конц`ы              узел – узл`ы                                          щегол – щегл`ы             гонец – гонц`ы              певец – певц`ы  

лев – льв`ы           сон – сн`ы            лоб – лб`ы           рот – рт`ы                огурец – огурц`ы              осёл – осл`ы                           скворец – скворц`ы                    

  1. словоформа с безударным окончанием – ы    и с изменённой звуковой структурой основы слова

дятел – д`ятлы                   перец – п`ерцы         заяц – з`айцы                                          палец – п`альцы                 метла – м`ётлы

               ухо –` уши      

  1. Формы множественного числа с окончанием – и.
  1. словоформа с ударным окончанием – и       и   с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

мяч – мяч`и    

паук – паук`и                петух – петух`и          сапог – сапог`и                           индюк – индюк`и         язык – язык`и             парик – парик`и

                                             

барсук – барсук`и                 корабль – корабл`и               пиджак – пиджак`и               воротник – воротник`и        грузовик - грузовики            плащ – плащ`и               грач – грач`и                         снегирь – снегир`и                ключ – ключ`и

  1. форма множественного числа с безударным окончанием – и   и  с одинаковой звуковой структурой основы

нога – н`оги            щека – щ`ёки               конь – к`они                                                  рука – р`уки           гусь – г`уси                  лось – л`оси    

олень – ол`ени            собака – соб`аки           лошадь – л`ошади                               лебедь – л`ебеди         голубь – г`олуби          сорока – сор`оки  

кошка – к`ошки         вилка – в`илки          юбка – `юбки            туфля – т`уфли                    утка – `утки               лодка – л`одки          ветка – в`етки           ложка – л`ожки     волк – в`олки      

              свинья – св`иньи              книга – кн`иги               бр`юки                                                              

              бабочка – б`абочки        медведь – медв`еди                                        

  1. форма множественного числа с ударным окончанием - и, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)

носок – носк`и                    щенок – щенк`и                    кошелёк – кошельк`и                    соловей – соловь`и             воробей – воробь`и              кабачок – кабачк`и       муравей – муравь`и           звонок – звонк`и                   огонь –  огн`и                         пень – пн`и                         платок – платк`и

  1. словоформа с безударным окончанием – и      и с изменённой звуковой структурой основы слова

ноготь – н`огти           локоть – л`окти           коготь – к`огти  

   

  1. Формы множественного числа с окончанием –а 
  1. словоформа с ударным окончанием – а    и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов

     дом – дом`а                город – город`а                      глаз – глаз`а         тополь – топол`я  

    облако – облак`а         остров – остров`а                  парус – парус`а                      

  1. форма множественного числа с безударным окончанием – а    и  с одинаковой звуковой структурой основы

блюдце – бл`юдца    

  1. форма множественного числа с  ударным окончанием - а, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)
  2. словоформа с безударным окончанием – а   и с изменённой звуковой структурой основы слова

ведро – в`ёдра                 бедро – б`ёдра                   окно – `окна                                           гнездо – гн`ёзда              кольцо – к`ольца              яйцо – `яйца  

  1. Формы множественного числа с окончанием – ja
  1. словоформа с ударным окончанием – ja     и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
  2. форма множественного числа с безударным окончанием – ja    и  с одинаковой звуковой структурой основы

платье – пл`атья      

  1. форма множественного числа с безударным окончанием - ja, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование  звуков, различение суффиксов и др.)
  2. словоформа с безударным окончанием – ja     и    с изменённой звуковой структурой основы слова

кол – к`олья          дерево – дер`евья           крыло - крылья

     стул – ст`улья        перо – п`ерья

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Существительное множественного числа и единственного числа

Существительное множественного и единственного числа....

Конспект открытого занятия по теме: "Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа".

Форма проведения: индивидуальная. Тема:  «Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа.Цель: Закрепление произношения звука [С] в словах.Задачи:об...

Совместная деятельность логопеда с детьми с ТНР-ОНР в подготовительной группе на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закрепление звука «Р», буквы «Р». (с использованием игровой технологии)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ТНР-ОНР на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закреплен...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Обучение дошкольников словоизменению: формы имён существительных во множественном числе Именительном падеже, оканчивающихся на -Я и Родительном падеже, оканчивающихся на -ЕВ.

Методическая разработка содержит в себе речевой материал и изображения соответствующих предметов для обучения дошкольников словоизменению путём аналогии (трудные случаи)....

Фрагмент открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет «Что в мешке у Буратино?»

Фрагмент открытого занятияпо развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет &laq...