Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Задачи:
Образовательные

- обогатить знания детей о  сказках;

- учить узнавать сказку по заданию;
- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;

- совершенствовать умение пользоваться картинками.
Развивающие:
- развивать коммуникативную речь;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать творчество детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам, литературному творчеству;
- воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Методы: Игровой, частично-поисковый, ИКТ, самостоятельный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_skazochnoe_puteshestvie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию

 в старшей  группе «Сказочное путешествие»

(презентация к конспекту занятия прилагается)

Автор: Русакова Ангелина Николаевна

воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска

Задачи:
Образовательные

- обогатить знания детей о  сказках;

- учить узнавать сказку по заданию;
- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;

- совершенствовать умение пользоваться картинками.
Развивающие:
- развивать коммуникативную речь;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать творчество детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам, литературному творчеству;
- воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Методы: Игровой, частично-поисковый, ИКТ, самостоятельный.

Оборудование: мультимедийный проектор, волшебные предметы из сказок, сундук, отрывки из сказок, картинки для составления сказок, большие картинки с изображением сказочных персонажей.

Ход занятия

Слайд 1. Под музыку («в гостях у сказки») входит воспитатель  в костюме Василисы Прекрасной. 

В.: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, мальчики и девочки! Меня зовут Ангелина Николаевна, а для вас я сейчас буду – Василисой Прекрасной (делает реверанс). Слышала, что вы умные и дружные дети и, наверняка, любите и хорошо знаете  сказки! Вот поэтому пришла к вам сюда за помощью. Слайд 2. Дело в том, что в стране сказок приключилась беда: вредная Баба-Яга открыла волшебный сундук со сказками, выпустила всех сказочных героев и теперь волшебные предметы потеряли свою волшебную силу!!! А волшебная сила вернётся только тогда, когда мы с вами дружно найдём и вернём  волшебные предметы в сундук! Вы мне поможете?

Дети: Да!

В.: Тогда нам немедленно надо отправляться в путь! Как вы думаете, где надо искать волшебные предметы? (ответы детей). Правильно в сказке! А как можно добраться до сказочного  королевства? (дети отвечают: пешком, на самолёте, на поезде и пр.). Полетим мы в сказочное королевство на ковре-самолёте,  который Баба-Яга не успела заколдовать. (Воспитатель подводит детей  к ковру-самолёту и просит сесть в круг, садятся на ковёр. Воспитатель читает рифмованный стих и показывает движения).

Выше птиц ковёр взлетает, пассажиры - вы и я,
Сказок мир мы ощущаем, когда здесь твои друзья!...

Дружно глазки мы сомкнём  - в царство сказки попадём! (звучит волшебная музыка)

Слайд 3. Раз, два, три – смотри! (открывают глаза, воспитатель просит посмотреть на слайд 3, на котором изображено печальное сказочное царство и разбросаны волшебные предметы,  сказочные герои не на своих местах).

В.: Вот и прилетели мы с вами в сказочное королевство (все встают с ковра и следуют за воспитателем).  Давайте сначала посмотрим, что есть в сказочном королевстве…

(Дети идут по кругу  за воспитателем и видят расположенные волшебные предметы в следующем порядке: волшебный клубок, скатерть-самобранка, волшебное перо, метла бабы-яги, шапка-невидимка, волшебная палочка,  гребешок, цветик- семицветик и др.).

В.: Смотрите (показывает на предметы), это, наверное, волшебные предметы которые Баба-Яга выбросила из сундука! Вот они-то нам и нужны! Внимательно посмотрите, подумайте, как эти предметы называются и  в каких сказках они встречаются? Подумали?

В.:  Давайте начнём по порядку – вот …. (дети подсказывают) – «волшебный клубок». (Василиса берёт волшебный клубок  и задаёт возможные вопросы: что это за предмет? С какой сказки? и прочее, можно дать детям его подержать в руках).

В.: Клубок-то волшебный и нам его надо расколдовать! (Достаёт из клубка звезду  на ней написано задание). Вот вам  первое задание: «Я – клубок волшебный, я – помощник верный, от колдовства меня спасите - сказки дружно назовите!»

Становитесь в круг, будем называть сказки по очереди. (Дети строятся в круг, Василиса посередине с клубком). Я буду бросать каждому клубок, и называть первое слово из названия сказки, а вы должны будете поймать клубок, добавить словечко к названию сказки, вернуть клубок мне обратно…)

- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)

В.: Отлично справились с заданием. Давайте наш волшебный клубок спрячем в сундук.

Идут по кругу далее. Подходят к столу, на котором  скатерть – самобранка, пустая посуда, игрушки вперемешку с «едой».

В.: Ой,  что случилось с нашей «скатертью – самобранкой»?  Совсем  на  самобранку не похожа – на ней всё, что угодно находится, а должно быть что? (ответы детей). Правильно, еда и питьё. А вот и следующее задание (берёт звезду,  читает задание): «Что случилось не пойму, всё смешалось к одному, от чар меня спасите – всё правильно сложите!»

В.: Нам надо срочно всё разложить по местам, а на скатерти - самобранке оставить только еду. Раз-два-три начни! (дети распределяют игрушки, предметы, фрукты, овощи и т.д. в разные ёмкости).

В.: Замечательная работа! Давайте и скатерть самобранку уберём в сундук.

Далее Василиса и дети подходят к «шапке-невидимке».

В.: Что за чудо-шапка, на царскую похожа! Как вы думаете? (дети отвечают)

В.: Да она не пустая. Ребята, присядьте на стульчики и послушайте внимательно задание (достаёт звезду и читает):

«В нашей шапке-невидимке расписные есть картинки.
Ну-ка, ну-ка, вы давайте дружно сказку угадайте».

Слайд 4

Василиса вызывает двух детей по очереди те вытаскивают листы со словами из какой-нибудь сказки, Василиса читает, а ребят просит обратить внимание на экран, на котором расположены пронумерованные картинки из сказок. Задача детей – отгадать, под каким номером находится  картинка, соответствующая тексту сказки:

А)«…Иван-царевич развернул рубашку изукрашенную златом, серебром, хитрыми узорами. 
 Царь только взглянул: - Ну, вот это рубашка - в праздник ее надевать…»  («Царевна-лягушка»). Ответ детей.

В.: Правильно дети, это сказка называется «Царевна-лягушка». Она под номером 1.

Б) «…В ту пору ехал мимо купец:- О чем, красная девица, плачешь? Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит: 
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами.
  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

В.: Правильно ребята, это сказка называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Она под номером 3.

Давайте мы и шапку-невидимку спрячем в сундук (кладут шапку в сундук, сундук стоит всё время открытым).

Идут по залу и видят чьи-то следы (большие вырезанные из ткани следы курицы, зайца, коровы и пр.).

В.: Ребята мне кажется, тут кто-то был! Как вы думаете кто? (Дети отвечают,  может быть, избушка на курьих ножках или курица, или большая птица, заяц, большое животное и т.д.). Да вы знатоки следов! А песню про следы знаете? (Дети отвечают). Давайте тогда станцуем и споём вместе (или «Сейчас узнаете песенку про следы» - если дети скажут «нет, не знаем»)

Песня «Следы», воспитатель показывает движения, дети стоят врассыпную или в кругу и повторяют движения. По окончанию разминки Василиса спрашивает.

В.: Понравилась песенка? Ну, теперь вы всё про следы знаете!

Василиса и дети дальше и находят «разобранный» «цветик-семицветик», лепестки отдельно от стебля. Дети называют, что это за волшебный предмет, в какой сказке встречается, и кто в сказке был главным героем. Затем предлагает выполнить следующее задание. 

В.: Ребята! Давайте сначала соберём наш цветок (воспитатель держит стебель, а каждый ребёнок по очереди прикрепляет свой лепесток). На обратной стороне цветка написано несколько названий сказок. Я сейчас буду называть вам сказку, а вы будете должны  выбрать сказочного героя из этой сказки.  (Василиса говорит название сказки, дети выбирают из развешенных или разложенных картинок героя-сказки и называют его правильно). Например, Мальвина из сказки «Золотой ключик». 

В.: Вы и с этим заданием справились хорошо. Спрячем и цветок в сундук!

Дети с воспитателем следуют далее. Василиса берёт в руки «волшебное перо».

В.: Вы догадались, что это за волшебный предмет? Правильно! Волшебное перо.А вы знаете, что раньше сказки писали пером и говорили «Что написано пером – не вырубишь топором!» Вот как сказки наши - сколько им лет, а они всё время с нами! Чтобы расколдовать наше перо надо выполнить задание посложнее. Вы станете за стол (указывает куда детям стать). На столах лежат картинки одной сказки. Возьмите каждый карточку и внимательно посмотрите. Кто догадался, как называется сказка? Правильно, «Кот петух и лиса» Слайд 5. 

А теперь посоветуйтесь друг с другом и дружно поставьте карточки в порядке событий в сказке (дети работают  двумя командами за двумя столами). А теперь проверим, правильно ли вы выложили?

Слады 6- 10 (Обращает внимание детей на экран – на нём последовательность событий в сказке). Замечательно поработали!

В.: Перо волшебное  тоже спрячем в сундук.

В.: Оглянитесь вокруг, все ли волшебные предметы мы собрали? (ответ детей). Ребята, давайте закроем сундук так, чтобы  Баба-Яга не смогла его больше открыть! (вместе закрывают сундук). Теперь мы с вами можем спокойно каждый день читать сказки! Вы хорошо постарались! Слайд 11.

Вдруг Василиса видит игрушку – Змея Горыныча.

В.: Ой смотрите, кто к нам пожаловал? Мой верный друг и помощник? Змей Горыныч! Он что-то нам принёс! (Раскрывает его, там сюрпризы для детей, показывает детям).

В.: (Достаёт один сюрприз и показывает всем) Змей Горыныч решил наградить вас за ваши старания! Смотрите! Каждый из вас получает грамоту спасателя сказочного мира, сказочную раскраску и сладкий сюрприз! Кто хочет получить подарки от Змея Горыныча? (дети отвечают). Тогда быстрее садитесь на ковёр-самолёт, полетим домой  и в группе я вам вручу подарки! (Дети  садятся в рассыпную на ковре, воспитатель читает волшебные слова):

Выше птиц ковёр взлетает, пассажиры - вы и я,
Сказок мир мы ощущаем, когда здесь твои друзья!...

Дружно глазки мы сомкнём  - и домой мы попадём! (звучит волшебная музыка). Дети открывают глаза, встают, воспитатель строит их перед гостями.

В.: Ребята, Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).  

Давайте  дружно скажем гостям до свидания! (дети прощаются). И пойдём смотреть подарки!

Дети строятся и уходят за воспитателем из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы»

Конспект интегрированного занятия  по познавательному  и  речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы» Цель: систематизировать представлени...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку Лисичка со скалочкой»

Цель ознакомление с историей денег, раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», закрепление  умений детей пересказывать сказки методом моде...

Конспект игры - занятия по познавательному и речевому развитию Тема: «В гостях у зайчика» Младшая группа

Цель: закрепление знаний детей по ознакомлению с окружающим и развитию речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить детей узнавать и называть животных: ёжика, мишку; проговаривать слова, фразы вмест...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Признаки осени"

Цель занятия расширить,сиситематизировать и обобщить представления детей об осени, ее признаках....