«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»
консультация по развитию речи на тему

Кривоносова Валентина Яковлевна

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_po_kartine.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

Сообщение

из опыта работы по теме:

«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Воспитатель: Кривоносова В.Я.

г. Троицк

2011 г.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируется лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее-сказуемое), наличием слов – повторов («ну»…, «потом»…, «вот»…и т.д.), длительными паузами между предложениями, но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

В течение одного занятия воспитатель успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

И можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказов по картине нет. Но эту проблему можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине.

Мы знаем, что есть два типа рассказов по картине:

  1. Описательный рассказ
  2.  Творческое рассказывание по картине

В описательном рассказе главная цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.

Творческое рассказывание по картине:

- это фантазирование, мы учим детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

- фантастическое преобразование содержания;

- рассказ от имени представляемого объекта заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

  1. Определение состава картины

Цель этого методам – как можно больше выявить количество объектов по картине. Можно использовать игру с «подзорной трубой» (альбомный лист бумаги, свернутый для имитации «подзорной трубы»). Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект (мама-собака, щенок с черными пятнами, елка высокая и т.д.).

Игра «Кто в кружочке живет?»

Каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном воспитателем кружочке и схематично нарисовать названное существо или предмет (например, 1-щенок, 2-дом, 3-будка и т.д.).

Игра «Ищу родственников»

Нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

  1. Живая-неживая природа;
  2. Целое-частичное;
  3. По месту нахождения;
  4. По выполняемой функции;
  5. Природный мир-рукотворный мир.

Например:

Собака, щенок, трава, дерево – живая природа;

Небо, земля – неживая природа;

Дом, будка – здание, сооружение;

Миска мелкая, глубокая – посуда.

  1. Установление взаимосвязей между объектами

При этом методе можно использовать игры: «Живые картинки», «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит» или «Ищу друзей (недругов)».

В игре «Живые картинки» каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняя словами свое местонахождение (например: Оля – дом. Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня есть огород. Поэтому на ковре я должна вставать подальше от края) и т.д.

  1. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

При этом приеме учим детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игры: «К нам пришел волшебник», «Я могу только слышать», «Я пробую все на вкус», «Я ощущаю только руками», «Я ощущаю только запахи».

(Например: «Я слышу, как щенок визжит и пищит, когда играет, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу, где-то кричат и играют деревенские мальчишки»).

  1. Составление образных характеристик объектов.

Здесь можно использовать игры: «Сравни по материалу», «Сравни по форме», «Подбери такое же по цвету».

(Например: «Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик» (ель – «сравни по материалу»).

  1. Создание рассказов – фантазий с использованием приема перемещения объектов по времени.

При этом приеме учим детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как…, после того, как…, утром…, потом…, в прошлом…, в будущем…, ночью…, весной…и т.д.)

Примерная последовательность вопросов к детям:

- какое время года изображено на картине (ранняя весна, поздняя весна);

- в какой части суток происходит действие на картине (раннее и позднее утро);

- изображенное на картине отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.

6. Составление рассказов от лица разных героев.

В данном приеме учим детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Можно предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (например: береза или ее ветка). Выбрать специфическую характеристику объекта (старая береза или больная ветка).

(Например: «Я береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собакой, коровой, домом, огородом. Как сынишка помогает папе строить будку» и т.д.)

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если воспитатель, предъявляя детям новую картину, целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины, как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

презентация обучение дошкольников рассказыванию по картине

презентация для воспитателей ДОУ на тему "Обучение дошкольников рассказыванию по картине". В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не т...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ....

обучение дошкольников рассказыванию по картине

Занятие по картине «Собака со щенятами»Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение с...

Обучения дошкольников рассказыванию по картине.

Материалы к мастеру-классу в рамках работы «Школа молодого специалиста»...

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...