Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)
консультация

Блохина Лада Юрьевна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

     Самое сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста -  научить связно и выразительно говорить. Дети в повседневной жизни общаясь со сверстниками и взрослыми говорят очень много, однако когда им предлагают рассказать о чем либо – сразу возникают трудности. Дети не умеют видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не могут четко сформулировать вопрос и ответить на него. Их речь становится эпизодической – не полной, не согласованной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_sostavlenie_rasskaza_po_kartinkam.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Доклад на педсовете

«Обучение дошкольников  рассказыванию по картине

и серии картин»
(из опыта работы)

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                            воспитатель I категории

                                                                           Блохина Лада Юрьевна

с.Юдино 2019

Доклад на педсовете  

«Обучение дошкольников  рассказыванию по картине

и серии картин»
(из опыта работы)

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

     Самое сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста -  научить связно и выразительно говорить. Дети в повседневной жизни общаясь со сверстниками и взрослыми говорят очень много, однако когда им предлагают рассказать о чем либо – сразу возникают трудности. Дети не умеют видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не могут четко сформулировать вопрос и ответить на него. Их речь становится эпизодической – не полной, не согласованной.

 

Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картине, когда в комплексе решаются все речевые задачи.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

     И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов развивают наблюдательность, совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие), пополняют запас знаний и сведений,  развивают речь. 

   Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картины расширяют представления дошкольников о живой природе, знакомят воспитанников с тем, чего они не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении. («Животные Севера», «Животные жарких стран»,«Животный мир океана»и т.д.)

     Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

Виды картин и требования к ним

   В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; из серии «Домашние животные» - «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» и т.д.). Предметные картинки располагают к занятиям, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета.

Сюжетные картины - где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

  •  содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

  •  картина должна быть высокохудожественной;

  •  изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

Приемы при рассматривании картин

  • Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию. (Рассматривание картин преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.)
  • вопросы педагога;
  • вопросы детей;
  • образец высказывания;
  •  подсказ, указание педагога;
  • наглядные приемы (реальные предметы, муляжи, чучела животных, алгоритмы);
  •  план рассказа, предложенный педагогом;
  • коллективное составление плана рассказа;
  • коллективное составление рассказа по картине; завершение детьми рассказа, начатого педагогом.

Виды рассказов по картине

.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

  • Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

  • Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
  • Повествовательный рассказ по сюжетной картине Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

  • Составлении рассказа по последовательной сюжетной серии картин;

  • Составлении описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;

Задачи при обучении дошкольников рассказу по картине:

  • Научить рассматривать картину, формировать умения замечать в ней самое главное;
  • Учит детей правильно понимать содержания картины
  • Подвести детей к составлению небольшого связного повествования;
  • Учить составлять связный рассказ;
  • Активизировать  и расширять словарный запас.

Этапы обучения рассказыванию.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Характерные особенности занятий по возрастным группам:

Младшая группа: чередование хоровых и индивидуальных ответов, наличие эмоциональных и игровых приемов.

Средняя группа: рассказ по вопросам воспитателя, подводят итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ; рассказывание по образцу (расскажите как  я).

Старшая группа: повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета; руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания  

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

1. Что вы видите на картине? (на картине дети)Что делают дети? (Играют с матрешками)

2. Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина.

3. Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему.  Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. (Итак, мы рассмотрели –как мальчик играет, а как девочка играет.)

5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом, вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто (Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка?)

Работа над названием картины.

Она проходит только после вопросов. В младшей и средней название говорит сам воспитатель.

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

Работа с именами и с кличками.

В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям. В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети сами  придумывают имена, клички животным. Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. В конце рассматривания воспитатель говорит фразу, которой подводит итог (Сегодня мы узнали, как Таня и Саша играют.).  После рассматривания воспитатель предлагает послушать, что они рассмотрели.  

Рассказ воспитателя.

Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

  • рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший-средний  возраст –от 7 до 13 предложений. Старшие –подготовительные- 13-18 предложений.
  •  чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
  • предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
  •  если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

Общие принципы обучению рассказыванию.

1. Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.

2. Приемы указания к составу рассказа.  Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.

3.  Анализ детских рассказов. После оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе . Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы дети стремились подрожать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

Что воспитатель отмечает в детских рассказах.

1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного.

2. Внимательность.

3. Полноту рассказа (начало, середина, конец).

4. Последовательность.

5. Выразительность изложения.

Младший дошкольный возраст

Во второй  младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.
На данном этапе главным является :

  • учить детей рассматривать картину;
  • замечать в ней самое главное;
  • составлять небольшие рассказы

Первые картины для детей младшей группы — это картины:

  • изображающие отдельные объекты;
  • несложные сюжеты, близкие личному

     Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы.  Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки)Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

  Приемы:

1.вводная беседа,( цель которой выяснить представления и знания детей об  изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины);
2. Вопросы воспитателя (Основной методический прием );
3.Рассказ воспитателя о нарисованном на картине

4. Совместное рассказывание. (Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. )
5.Использование художественного произведения;
5.Загадывание загадок;
6.Пение с детьми знакомой им песенки.

 Средний дошкольный возраст.


В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Становится возможным составление детьми небольшого связного повествования. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
Детей среднего дошкольного возраста  учат составлять главным образом описательные рассказы.
Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу воспитателя.

Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной:

  • Рассказывание по вопросам;
  • Рассказывание по образцу (Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.)
  • Совместное рассказывание.
  • анализ образца рассказывания (Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа- с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка)
  • Самостоятельное рассказывание;
  • Рассказывание по плану;
  • Составление описательных рассказов (по предметным или сюжетным картинкам);
  • Рассказывание по серии сюжетных картин.

Старший дошкольный возраст.

   

     В старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Старший дошкольный возраст

характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь, в случае необходимости. Ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

 

 В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание, в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.

Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной:

  • образец рассказывания;
  •  анализ образца рассказывания;
  •  совместное рассказывание;
  •  план рассказывания (2-3 вопроса);
  •  рассказывание по частям

Виды рассказов детей  по картине:

  • Составление коллективного рассказа по серии картинок: начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.
  • Составление рассказа по картине: при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно – следственных взаимосвязей; при необходимости помогает ребенку, добавляет слова и выражения, исправляет не точности; если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит его.
  • Планирование творческого рассказа.
  • Рассматривание пейзажных картин.

ВЫВОД:

Картины и картинки способствуют общему развитию детей. они привлекают внимание ребенка, доставляют ему большую радость, имеют большое значение для познание ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания. Картина – ценный материал для развития детской речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА «Что такое хорошо,и что такое плохо» Опыт работы по программе»Добрый мир»

Общеобразовательная программа «Добрый мир» является содержательным модулем «Духовно-нравственная культура(православная культура) основной общеобразовательной программы дошкольного образования. П...

Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям» (из опыта работы математика)

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе....

Доклад "Современные методы и технологии в познавательной деятельности дошкольников" (из опыта работы)

В докладе представлена работа педагога в области познавательного развития дошкольников. Внедряя инновационную Программу "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (...

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.)....

Доклад На тему «Путешествие в страну доброты и вежливости» (из опыта работы)

laquo;Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одноврем...