Речевые физкультминутки на занятиях
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Кормышова Юлия Алексадровна

Дети любят игы, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_fizkultminutki_na_zanyatiyakh.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые физкультминутки на занятиях

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп ребенка с речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно - психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений.

Игра «Пузырь»

«Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся! »

Психогимнастика – например – считалочка – бормоталочка:

1. Ехал – грека – через - реку.

2. Ехал – грека - через – (хлопок) .

3. Ехал - грека – (хлопок) - (хлопок) .

4. Ехал - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) .

5. (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) .

Музыкальное сопровождение, пение, речевые игры, элементы логоритмики- например, речевая подвижная игра «Зима». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

• Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

• Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики;

Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

Появился самолет («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда – сюда, (наклоны вправо – влево)

Делай «раз» и делай «два». (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

И на место все садись! (сели на места)

• Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте) ;

• Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией, а движения и тексты – быть доступными детям.

Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материалы для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников.

Исходя из опыта логопедической работы целесообразно выделить два вида физкультминуток: фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь):

Чок- чок- чок – стучит каблучок. Мы со звуком Ч играем

Оч – оч – оч – наступила ночь. И словечки подбираем:

Ач – ач – ач – испекли калач. Чайник, бабочка, яичко,

Чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чайка, чемодан, синичка,

Чи – чи – чи – к нам летят грачи. Ключ, кузнечик, одуванчик,

Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Мяч, клубничка, сарафанчик.

и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря).

Считалочка под мяч «Транспорт» «Продукты» (на каждую строчку – четыре хлопка)

Мы картинки называем Жили были сыр, котлеты,

С ними транспорт изучаем: Мармелад, зефир, конфеты,

Вот троллейбус и автобус, Соки, овощи и фрукты,

Самосвал и аэробус, Называем их – продукты,

Самолет и самокат, Называем их – еда,

Саночки и снегокат. Очень любим их всегда!

Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части образовательного процесса, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации дня после сна и т. д. Например, физкультминутка на прогулке. Имитация движений.

«Листики».

Мы листики осенние, Ветер снова набежал

На ветках мы сидим. И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели

Мы летели, мы летели И на землю снова сели.

И на землю тихо сели.

Дошкольники во время образовательного процесса с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые физкультминутки

Речевые физкультминутки....

Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».

В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Речевые физкультминутки

Картотека физкультминуток...

Речевые физкультминутки

Гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста...

РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития....

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....