РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Максимова Оксана Владимировна

Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_fizkultminutki.docx777.01 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Гласные звуки

 Речевые физкультминутки

Звук А

 Аист над землей летает,

Аист ветки собирает

Аист собирает ветки,         1

Помогите ему, детки.

Аист, аист белокрылый, 2

Аист вьет гнездо на крыше…

Тише, тише, тише, тише.      3

Движения

1. И.п. – руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.

2. И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.

3. И.П. – приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.

Звук У

 Речевые физкультминутки

Уж ползет, уж ползет

По лесной тропинке.

Уж свою, уж свою         1

Выгибает спинку.

У ужа, у ужа

Желтые кружочки      2

На головке горят,

Словно огонечки.

Мы ужа отличить     3

Сможем от гадюки.

Уж уполз, уж уполз   4

Нам не дался в руки.

Движения

1. И.П. – ладони вместе, вперед, покачивая туловищем – имитация движения змеи.

2. И.П. – пальцы к плечам, круговые движения локтями 4 раза вперед, 4 раза назад.

3. И.п. – прыжки: руки на поясе, ноги в стороны, вместе.

4. И.п. – хлопки в ладоши.

Звук О

 Речевые физкультминутки

Облако, облако –

Как кораблик белый.     1

Облако, облако,

Не сиди без дела.

Облако, облако,

По небу гуляй.        2

Облако, облако,

Дождик собирай.

Если ты вовремя

Дождичек прольешь  3

Вот какой высокой   4

Будет в поле рожь!

Движения.

1. И.п. – ноги на ширине плеч, пальцы соединены над головой. Повороты влево и вправо.

2. И.п. – то же. Наклоны вперед.

3. И.п. – прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади.

4. Потянуться кверху, руки поднять вверх, опустить через стороны вниз.

Звук И

 Речевые физкультминутки

Индюки по травке ходят,    1

Индюшат с собою водят.  2

Громко индюки кричат —  3

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился,   4

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов,  5

Да боится индюков.

Движения.

1. Ходьба на месте.

2. Ходьба в приседе.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

4. И.п. – руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

5. И.п. – руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Звук Ы

Речевые физкультминутки

 Возле липы у реки

Плели зайцы лапотки,     1

Лыко драли сами

Зайцы коготками.

Есть у зайчиков сноровка –

Вышла каждому обновка.   2

Лапотки надели –

Прыгать захотели.

Прыг-прыг, прыг да скок,

Мимо шел голодный волк.     3

Как завыл он: «ы-ы-ы» –

Зайцы прыгнули в кусты,

Сели под кусточком         4

В новых лапоточках.

 Движения

1. И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Повороты туловища в стороны.

2. Наклоны в стороны и скользящие движения руками вдоль туловища.

3. И.п. – прыжки на месте – руки перед грудью (как зайчики), ходьба на месте (имитация движения волка)

4. Присесть, закрыть голову руками.

Звук Э

Речевые физкультминутки

Заблудились мы в лесу      1

Стало не до смеха.

Маму мы зовем: «Ау!» — 2

Отвечает эхо.

Эхо, эхо, почему       3

Отвечаешь ты «Ау»?

Мы под кустики глядели   4

Эхо отыскать хотели.

Где ты, отвечай скорей!   5

Отвечало эхо: «Эй!»

Движения

1. Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.

2. И.п. –повороты в стороны, руки у рта рупором.

3. И.п. – хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед, посмотреть вперед.

4. И.п. – руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.

5. И.п. – повороты вокруг себя влево, вправо.

Согласные звуки

Речевые физкультминутки

Звук М

Маки в поле, маки в поле

Увидали Маша с Олей,        1

Маки полевые,

Красные, большие.

В поле ветерок гуляет,

Маки красные качает.          2

Вот так, вот так,

Он качает каждый мак.    3

В поле малыши гуляли,

Маки красные не рвали,

Любовались ими,

     Маками большими.       4

 Движения

1. Ходьба на месте.

2. И.п. – руки впереди, ладони вместе. Наклоны вперед с разведением рук в стороны.

3. И.п. – наклоны в стороны, руки вперед.

4. Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.

Звуки П – Х – Т

 Речевые физкультминутки

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,     1

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.    2

Мухи черные летают,

В паутину попадают —   3

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней.   4

Движения.

1. И.п. – руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

2. Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

3. Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

4. Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны раками (2 раза).

Звуки П – Пь

Речевые физкультминутки

Пилим бревна,

Пилим доски,        1

Пилим их пилою плоской.

Очень острая пила –

Хорошо идут дела:     2

Толстых чурок две горы!

Дружно взяли топоры,     3

Размахнулись – раз и два,

Получаются дрова.      4

Движения

1. И.п. – наклоны в стороны. Скольжение ладонями по ногам.

2. Полуприседания с хлопком впереди.

3. И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны – правая, левая рука над головой поочередно.

4. Руки сложены ладонями вместе над головой. Наклоны вперед с опусканием рук вниз.

 Звук Х

 Речевые физкультминутки

Нес хомяк мешок с горохом

Нес мешок хомяк и охал:        1

«Ох, ох, ох, ох,

До чего тяжел горох!»      2

Отдохнуть хомяк решил –

Со спины мешок свалил,   3

Распрямился, потянулся,

Потянулся, улыбнулся…   4

Отдохнул он хорошо

И опять вперед пошел.    5

Движения

1. Ходьба с руками за спиной.

2. Полуприседания, руки на поясе.

3. Наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками.

4. Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

5. Ходьба на месте.

 Звуки К – Ль

Речевые физкультминутки

 Вдоль по полю,

Вдоль по полю

Скачут кони к водопою.      1

Кони скачут поутру,

Гривы вьются по ветру.   2

Табуном к реке идут,

Наклонились – воду пьют.    3

Долго кони воду пили,

А потом они поплыли

Ко крутому бережку

К травке, к сочному лужку.   4

 Движения

1. Бег на месте на подскоках.

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны влево, вправо.

3. Руки в стороны, наклоны: достать пальцами пол, ноги вместе.

4. И.п. – руки вытянуты вперед, ноги вместе. Рывками разводить руки в стороны.

Звуки Й – Ль

Йотированные гласные

(Звуки А, О, Э, У после гласных, Й, Ь)

 Речевые физкультминутки

Майя клетку не закрыла,

Попугая упустила.        1

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      2

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:       3

«Попугай, мой попугай,

Далеко не улетай!4

Попугай, вверху летая,

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь,

        Полетаю и вернусь». 5

Движения

1. И.п. – руки к плечам вверх, руки к плечам вперед.

2. И.п. – круговые движения руками вперед, назад.

3. Ходьба на месте, руки опущены.

4. Руками похлопывать бедра, прыжки на месте.

5. И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны, смотреть вперед.

Звук Л

 Речевые физкультминутки

Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси,            1

Топчут снег пушистый,

Белый, серебристый.         2

Волки за лосями ходят,

Глаз с лосей они не сводят,    3

У высокой елки

Встали злые волки.

Сам вожак к лосям подкрался –

Только без зубов остался:            4

Лоси ведь рогаты,

Лезешь, волк, куда ты?          5

Движения

1. Ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы.

2. И.п. – приседания, руки в стороны, руки на поясе.

3. Прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу.

4. Поднимание коленей на месте.

5. Потягивание на носках с подниманием рук вверх.

Звук С

Речевые физкультминутки

 Взлетная полоса

Отпускает в небеса

Пассажирский самолет,

А ведет его пилот.   1

Вот она – высота,

В синем небе – красота!  2

Облака цветные,

Звезды золотые,            3

Самолет вперед летит,

Солнышко нас веселит,      4

Все у нас в порядке – делаем посадку.   5

 Движения

1. И.п. – потягивание, руки вверх, через стороны – вниз.

2. Круговые движения руками вперед, назад.

3. И.п. – руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки.

4. И.п. – круговые движения руками вперед – назад.

5. Приседания, круговые движения ладонями вперед (мотор)

Звуки З – С

Речевые физкультминутки

Козы по лесу гуляют,

Тонкую лозу ломают,        1

На копытца встанут –

И лозу достанут.                2

Пастушок свирель берет,

Козочек к себе зовет, весело играет,

Козочек сзывает:       3

«Козочки, не заблудитесь,

Козочки, домой вернитесь,

Вы бегом, бегом, бегом

        Возвращайтесь с молоком»     4

 Движения

1. Ходьба на месте.

2. Поднимание на носках, руки вверх и к плечам.

3. И.п. – ноги на ширине плеч. Повороты в стороны с развертыванием рук в стороны вправо, влево.

4. Прыжки вокруг себя вправо, влево.

Звуки С – З, Ш – Ж

Речевые физкультминутки Белые сугробы на земле лежат,              1

Со снежком ребята поиграть хотят.    2

В теплые ладошки

Мы снежку возьмем,              3

Полежит немножко –

И катать начнем.               4

Вот какие вышли чудо-колобки

Из снежинок белых – белые снежки.     5

А теперь, ребята, их бросать пора,

Вот какая вышла снежная игра.

Мы снежки бросаем, лепим их опять,

Хорошо зимою, весело играть!        6

 Движения

1. И.п. – руки вверх, через стороны – вниз с потягиванием.

2. Прыжки: ноги в стороны – вместе, руки на поясе.

3. Хлопки спереди и сзади.

4. Приседания – руки на поясе.

5. Хлопки под коленом, поднимание ног, согнутых в коленях.

6. Приседания с имитированием бросания снежков – правой и левой руками.

Звук Ш

Речевые физкультминутки

 Ходит кошка возле норки,

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

            Только мышка не идет.               1

Кошка вспомнила про плошку,

Побежала по дорожке,         2

Дома плошка с молоком –

Мышку можно съесть потом.       3

Вышла мышка не спеша,

Ищет крошки малышам,

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.            4

 Движения

Руки за спиной, ходьба на месте с поворотами влево, вправо.

Бег на месте.

И.п. – наклоны с доставанием пальцами носков.

И.п. – потягивание вверх с разведением рук в стороны.

Звуки Ш – Ж

Речевые физкультминутки

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Медленно шагают,

      Лапки поджимают.   1

Ах, жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,

Вам в родной лесочек

         Не дойти до ночи.        2

Лучше вы, жуки, летите,

          Крыльями сильней машите,  3

Вас в лесу зеленом

        Не найти воронам.       4

 Звук Ч

 Речевые физкультминутки

Часики на полочке

         Стучат: «тик-так, тик-так»                 1

Стрелочки встречаются

           Вот так, вот так, вот так.                    2

  Крутятся колесики в такт, в такт, в такт,   3

Часики, как солнышко, время говорят.      4

Движения

1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны

2. И.п. – ножницы (скрещивание рук перед грудью)

3. Круговые движения прямыми руками вперед, назад.

4. Потягивание, посмотреть на руки, руки опустить вниз через стороны.

Звуки Ч – Щ

Щегленок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:       1

Котище черный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.      2

Щегленка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…     3

Щегленок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет!

И вот удача – высота

       Спасла щегленка от кота.          4

Движения

1. И.П. – ноги вместе, руки на поясе. Приседания, руки вперед, встать, руки на поясе.

2. Ходьба вокруг себя (поставить руки ладошками к голове ушки – имитация движения кошки).

3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Повороты влево, вправо. Прыжки на месте, похлопывания руками бедер.

4. И.п. – потягивание, руки к плечам, вниз (встать на носочки)

 Звуки Ж – М

Речевые физкультминутки

Мы моржи, моржи, моржи,

              От мороза не дрожим,          1

Мы холодною зимой

Дружим с ледяной водой.   2

Мы моржи, моржи, моржи,

Мы на льдине полежим,      3

Не страшна простуда нам

         Северным морским моржам.  4

 Движения

1. И.п. – руки перед грудью. Рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны.

2. И.п. – похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук.

3. И.п. – наклоны вперед с отведением рук назад.

4. И.п. – потягивание с разведением рук в стороны, вниз.

Звук Бь

 Речевые физкультминутки

Скучно белочке в дупле,

           Веселее на земле,            1

Прыг-прыг, прыг-прыг –

По стволу сбежала вмиг,   2

По дорожке по лесной

Побежала в лес густой,   3

Алиса – навстречу ей,

Прячься, белочка, скорей!  4

Движения

1. И.п. – потянуться, хлопок над головой.

2. Прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движения белочки).

3. Бег на месте с доставанием пятками ягодиц.

4. Присесть, закрыв голову руками.

Звук Б

Речевые физкультминутки

Рано встали два бобра –

Дело есть у них с утра:      1

Надо им бревно срубить

Да запруду смастерить.    2

В лес большой пошли бобры,

Топоры у них остры,         3

Размахнулись, наклонились…

Долго два бобра трудились,    4

Заготовили одно

              Очень нужное бревно.       5

 Движения

1. И.п. – руки сжаты в кулаки. Рывки прямыми  руками поочередно вверх, назад (со сжиманием ладоней).

2. Наклоны вперед.

3. И.п. – руки на пояс, ноги параллельны. Наклоны вперед.

4. Шаг на месте, руки за спиной. Руки над головой, наклоны вперед.

5. Потягивание с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Звуки Р – Л – Ч

Речевые физкультминутки

Рыбка в озере жила,

   Рыбка к берегу плыла,   1

Хвостиком виляла,

   Корм себе искала.          2

Возле берега червяк

Извивается – вот так,

Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.            3

Дернул леску рыбачок,

Да сорвался червячок,     4

Рыбка не попалась,

    С червяком умчалась.       5

 Движения

1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.

2. Прыжки: ноги в стороны, вместе и т.д.

3. Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо.

4. И.п. – хлопки перед грудью и за спиной.

5. Ладошки вместе, руки вперед (имитация движения рыбки)

Звуки Г – Д —  Т

Речевые физкультминутки

Ходят гуси у пруда

   И гогочут: «га-га-га», 1

Тянут гуси шеи –

    У кого длиннее?         2

Машут крыльями большими.

Не хотим встречаться с ними:

Нас они пугают, в воду не пускают.   3

Гуси рыбку увидали,

Дружно в воду побежали –

Все гуськом, гуськом, гуськом

Вслед за главным гусаком.  4

 Движения

1. Ходьба на месте: пальцы расставлены, руки вдоль тела.

2. И.п. – наклоны вперед с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперед.

3. Ходьба на приседе.

4. Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам.

Звук В

 Речевые физкультминутки

Воробьишки-воробьи,

Маленькие пташки,     1

Надевайте поскорей

Новые рубашки.          2

 В гости вас ворона ждет,

Пироги для вас печет. 3

Поскорей, поскорей

          В гости вы летите к ней!  4

Движения

1. И.п. – руки согнуты в локтях, ладони под мышками. Движения локтями вниз, в стороны.

2. Наклоны вперед с потягиванием ног и тела от ступней до плеч.

3. Ноги на ширине плеч, повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево.

4. Прыжки вокруг себя вправо, влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые физкультминутки

Речевые физкультминутки....

Речевые физкультминутки на занятиях

Дети любят игы, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми....

Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».

В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Речевые физкультминутки

Картотека физкультминуток...

Речевые физкультминутки

Гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....