Викторина-путешествие по сказкам К.И.Чуковского
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

Викторина помогает в игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чуковского.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина-путешествие по сказкам К.И.Чуковского

Цели:

1.Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
2.Развивать мышление, речь, воображение, память.
3.Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
4.В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чуковского.
5.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.

Материалы:

Портрет К. Чуковского. Детские книги с произведениями К. Чуковского Корзинка с предметами

-Ребята, а вы любите путешествовать?

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А  что же растет на нашем дереве?  (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках?

 Мы попали с вами в страну, где живут сказки К.И.Чуковского.

Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мододыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. 1апреля 2012 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 130лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Все эти удивительные сказки, написанные в стихотворной форме. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как – то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку. Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик затих и стал слушать. На следующий день, он попросил, чтобы отец рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю. Так К.И.Чуковский стал детским писателем.

Вы знаете сказки Чуковский? (да). Сейчас проверим.

«Вспомни сказку»

1.Веселится народ
    Муха замуж идет
    За лихого, удалого
    Молодого
… КОМАРА… ( «Муха - Цокотуха»)


2.И мне не надо
    Ни мармелада, ни шоколада
    А только маленьких,
    Ну очень маленьких  
ДЕТЕЙ   («Бармалей»)


3.Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор …
АЙБОЛИТ…(«Доктор Айболит»)

4.Только вдруг из-за кусточка
    Из за синего лесочка
    Из далеких из полей
    Прилетает …
ВОРОБЕЙ («Тараканище»)


5.А посуда вперед и вперед
    По полям, по болотам идет.
    И чайник сказал утюгу
    -Я больше идти…
НЕ МОГУ ( «Федорино горе»)


6.А за ним – то народ
    И поет и орет:
    «Вот урод так урод!
    Что за нос, что за рот!
    И откуда такое…
ЧУДОВИЩЕ…(«Крокодил»)


7.Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно
    Стало заиньке …
ТЕМНО…(«Краденое солнце»)

Ой, бедная баба я
            И плачу, и плачу одна
            Села бы я за стол
            Да стол за ворота ушел.
            Сварили бы я щи,
            Да кастрюлю, поди, поищи.
            И чашки ушли и стаканы
            Остались одни тараканы.
Посмотрите, кто же здесь сидит? (Федора).

Что с ней случилось? (убежала посуда).

Почему? Правильно, посмотрите на Федору. Какая она? (грязная, неопрятная, неряшливая).

Давайте поможем ей. Девочки приведут Федору в порядок, а мальчики посуду.

Молодцы, теперь у Федоры все в порядке и она исправится, будет какой? (чистой, опрятной, красивой).

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

У Федоры для нас есть еще оно задание.

Закончите четверостишие:

- «Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас, …»

***

- «Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле

Едут и смеются …»

***

- «Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка …»

***

- «Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал

Вот вам …»

***

- «В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке …»

***

- «А за нею вилки,

рюмки да бутылки,

чашки да ложки, …»

***

- «Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие …»

А мы с вами отправляемся дальше.

Всех на свете он добрее,
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Кто же это? (Доктор Айболит)

А здесь ведет прием доктор Айболит. Но почему у него зверей так много. Как вы думаете?

Доктору Айболиту нужна помощь, чтобы разложить лекарства и инструменты, они упали и перепутались. Поможем? (да).

Молодцы, справились и с этим заданием.

«Корзинка с потерянными вещами»

В корзинке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

- Что это? (Калоша)

В корзинке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

- Что это? (Мочалка)

В корзинке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

- Что это? (Варенье)

В корзинке то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

- Что это? (Шоколад)

В корзинке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

- Что это? (Воздушный шар)

П\И«Из какой сказки предмет?»

Давайте проведём соревнование между командами и узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей корзинке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (денежка, варенье, баранки, чашка, мед).

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, ).

А мы с вами отправляемся дальше.

Динамическая пауза

Руки вперед, наклон потянуться за руками.

Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица.

Движения, имитирующие чистку зубов.

Руки к шее, руки к ушам.

Лицо нагнуть к ладоням.

 

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться

Пасту белую берем

Крепкой щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

После вытираемся посуше.

 

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам стыд и срам.

Ребята кто это?

Что он нам приготовил, давайте посмотрим.

Что это (полотенце)

Что им делают? (вытирают руки, лицо)

Какое оно? (мягкое, махровое и т.д.)

Это что? (мыло)

Что им делают? (намыливают руки).

Какое оно? (прямоугольное, ароматное, гладкое и т.д.)

Что это? (зубная щетка)

Что ей делают? (чистят зубы).

Как вы думаете зачем нам все эти предметы нужны? Правильно, надо всегда выглядеть опрятными и чистыми.

У Мойдодыра для вас еще сюрприз. Письмо – шутка, нужно исправить в письме ошибки:

Полотенцем моют руки.

Расческой вытираются.

Зубной щеткой намыливают тело.

Мылом причесываются.

Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, где мы с вами сегодня побывали, кому помогли

«Кто есть кто?»

- Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

  • Айболит (доктор).
  • Бармалей (разбойник).
  • Федора (бабушка).
  • Каракула (акула).
  • Мойдодыр (умывальник).
  • Цокотуха (муха).
  • Рыжий, усатый великан (таракан).
  • Тотошка, Кокошка (крокодильчики).

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого  замечательного автора.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.

Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.

Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита”, "Федорина горя”,"Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
(слайд 8)

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея”
И " Крокодила” не читал,
Не восхищался "Телефоном”
И в "Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе литературная викторина"Путешествие по сказкам" К. И. Чуковского.

Конспект Нод в средней группе литературная викторина " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Карахановой А.А. МДОУ " Детский сад комбинированного вида №39" г. Саратова...

Викторина « Путешествие в страну Сказки»

Сегодня мы живем в очень не простом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, р...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам К. Чуковского» в средней группе

Показать детям удивительный мир сказок К.И. Чуковского, их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам.  Развивать  выразительное чтение знакомых отрывков из сказок  К.И. ...

Игра-викторина "Путешествие по зимним сказкам"

В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - инт...

Викторина «Путешествие по осетинским сказкам»

Наша республика Северная Осетия -Алания.Наша республика многонациональтная республика ,но основной наш язык осетинский.Дети должны знать свою культуру,обычаи ,традиции своего народа....

Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"

Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"...

Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями

Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями...