Театрально-игровая деятельность в системе работы воспитателя речевой группы.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гусева Лидия Ивановна

Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста.

Изучив, методическую литературу по данной теме,  мы постарались систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы и т.д.

Театрализованная игра,  помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_15.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально-игровая деятельность в системе работы  воспитателя речевой группы

 Работая в логопедической группе с дошкольниками,  имеющими самые различные речевые проблемы, видим значительные трудности у детей в овладении навыками связной, грамотной, выразительной речи.   Наличие у таких детей отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения. В речевых группах приоритетным  является коррекционное направление, но не менее важным  например, использование различных видов творческой деятельности для устранения речевых нарушений.  Создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Участие детей в театральной неделе позволило убедиться в том, что совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Изучив, методическую литературу по данной теме,  мы постарались систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы и т.д.

 Театрализованная игра,  помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, “основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями” (Л.Г. Выготский).

 В НОД мы широко использовали театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Наблюдая за детьми – актерами, заметили интенсивное развитие познавательных процессов. Театрализованная игра изменила отношение детей к себе, способы общения со сверстниками. Любимые герои становились образцами для подражания. Именно в таких играх заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

 Использование драматизации в коррекционной работе  важно,  А.Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

В режиссерских играх дети используют настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе).  Ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используем при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, и соответствуют определению: драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используем при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами, учатся взаимодействию друг с другом.

У нас создана картотека игр на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Эти игры используем при проведении физкультминуток и организационных моментов.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время мы организовали работу театрального кружка “Театральная мозаика”. Роль воспитателя в организации и проведении такого кружка очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Мы разработали по всем лексическим темам конспекты театрализованных занятий. Эти занятия позволяют выполнять одновременно несколько функций – познавательную, воспитательную и развивающую. Их содержание, формы и методы позволяют реализовать основные цели: развитие речи и формирование навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально – эмоциональное развитие детей. Для повышения качества воспитательно-образовательной работы, педагоги интегрируют театральную деятельность в нод: по ознакомлению с окружающим и развитие речи, коррекционное, математика и др.

Для систематизации материала составили перспективный план, в которой расписаны темы и цели занятий кружка, отражена совместная деятельность воспитателя с детьми.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Даже родительский уголок у нас нетрадиционен. Вся информация вывешивается на театральные занавеси, а желто-зеленая гамма как нельзя лучше передает наше отношение к театру – ожидание праздника, чего-то неведомого, радостного, значительного.

Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для обогащения содержания коррекционной деятельности и учитель-логопед, и воспитатели используют множество произведений, которые доступны пониманию детей, сюжет которых построен на ярком противоречии характеров, что открывает возможности для работы над диалогической речью, интонацией, тембром голоса. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игры.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

На театральной неделе, проходящей в марте месяце, каждая возрастная группа показывает спектакль. Для просмотров спектаклей используется не только помещение театра – студии. Мы показали сказку в экологическом комплексе ДОУ. И горды тем, что детям, имеющим сложные речевые диагнозы, была предоставлена возможность торжественного закрытия фестиваля детских представлений показом вечера досуга «Весенние разговоры»

  • Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста, позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы имеющих ОНР. Тема: "Весна".

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация».Использование современных образовательных технологий: Зд...

Презентация "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР"

В данной презентации собран теоретический и практический материал по теме "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР". В данном методическом пособии отображены ...

Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.

Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их ...