Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой " Два товарища"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Познакомить детей с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud_lit_l._n._tolstoy.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

              Чтение художественной литературы

              Л.Н. Толстой   «Два товарища»  (басня)

 Цель: детей с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией.

        Ход занятия

1.  Воспитатель:  Сегодня мы  с вами  познакомимся с басней « Два товарища» Басня – это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать  давно, как и сказки. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях. Написал басню Лев Николаевич Толстой. Родился он 9 сентября 1828 года в Тульской области. В семье росло еще четыре брата и сестра. Вместе они катались на лошадях, рассказывали друг другу сказки, весело играли. Лев Николаевич любил и уважал простых людей и никогда не отказывал тому, кто обращался за помощью. Толстой писал для детей сказки , басни и многие короткие и поучительные истории.  

2. Чтение басни « Два товарища».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.  Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:  «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»     «А он сказал мне, что — хорошие товарищи друзей в беде не бросают».

3. Вопросы к произведению
   1. О ком говорится в этой басне?
  2. Где происходят события?
  3. Что произошло с товарищами в лесу?
  4. Как поступил один из товарищей при опасности?
  5. Что сделал его друг?
  6. Что произошло дальше?
  7. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил?
  8. Что ответил ему друг?
  9. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?
10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

4. Физминутка.

5.Упражнение «Давайте жить дружно».  

Дети делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего выкидывают одновременно один палец, то смотрят друг другу в глаза, если выкидывают два пальца, пожимают руки, 3 пальца – обнимаются .

6. Воспитатель:    Что такое дружба?  Это отношения  между людьми, замечательное чувство. Дружба - это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Человек готов помочь другу просто так, ничего не прося взамен, готов поделиться всем, что у него есть, прийти на помощь в любую минуту.
Как определить, является ли этот человек другом или нет. Дружба-это улыбка друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы.

 7. Пословицы .

 Воспитатель:  А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе?  Давайте их вспомним.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Один за всех и все за одного
Друг за друга держаться - ничего не бояться.

8.  Упражнение  «Подари камешек».
 Дети берут из коробки по одному разноцветному  камешку и дарят их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: « Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…»  Отмечая при этом лучшие качества ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Чтение художественной литературы. Л.Н.Толстой «Пожар»

НОД в образовательной области "Речевое развитие" Тема "Чтение художественной литературы.  Л.Н.Толстой «Пожар»...