Конспект занятия по лексической теме: «Комнатные растения».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ластовыря Ирина Александровна

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

 

       Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие

фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

 

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.z._komnatnye_rasteniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

 

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

       Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие

фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок  Кузя, разрезные картинки (по количеству детей).

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».

                                              Ход занятия

1.Оргмомент

Логопед:    Придумано кем-то

                     Просто и мудро

                     При встречи здороваться:

- Доброе утро.

Дети: - Доброе утро!-

 Логопед:   Солнцу и птицам.

                      - Доброе утро!-

                   Улыбчивым лицам.

                   И каждый становится

                   Добрым, доверчивым…

                   Пусть доброе утро

                   Длится до вечера.

 Логопед: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок  Кузя он предлагает нам  совершить путешествие в страну комнатных растений.

 

2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)

А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ  со слов для того чтобы.

-Комнатные растения необходимо поливать…

1-…..для того, чтобы они не завяли.

-Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-…..для того, чтобы они могли дышать.

-Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

-Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

-Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

(Кузя задаёт детям вопросы.)

 Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?

Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

( Дети берут предметные картинки со своими любимыми  комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на  картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У  меня две традесканции и пять традесканций

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

 Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли  вы  найти  растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт логопед.

Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём

-первый звук  [к], последний [с]? (Кактус.)  

- первый звук  [б'], последний - [я]? (Бегония.)  

- первый звук [р], последний - [а]? (Роза.)

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки  [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове?

 Сколько гласных?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань), тра…..(десканция). Сколько слогов в этих словах?

Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)

 Домовёнок приглашает вас на зарядку.

Проговаривание хором с имитацией движений.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Плавно поднимаем руки вверх.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качание руками влево-вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.

Головой качают,

Движение головой влево – вправо.

Тихо засыпают.

6. Упр. «Бабочка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)

 Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].

 Ответы детей.

1-й- Бабочка  сидит на горшке с геранью.

2-й- Бабочка  летает над геранью.

3-й-  Бабочка  спряталась под листок герани.

4-й-  Бабочка  летает вокруг герани.

5-й- Бабочка  сидит около герани.

6-й- Бабочка  спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, он нёс  в  подарок  маме -  цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7.Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)

Давайте  соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:

Дети проговаривают свои действия и для каждого лепестка придумывают ласковы слова для неё.

 

8. Итог  занятия.

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план работы в старшей логопедической группе на неделю. (Лексическая тема "Комнатные растения")

В плане на нелелю представлена лексическая тема логопедической группы "Комнатные растения". Работаем по методике Гомзяк, используем Планирование образовательной деятельности «От рождения д...

картинки по лексической теме "Комнатные растения"

Очень удобная подача материала по теме в виде презентации, более 30 слайдов с различными видами комнатных растений....

методические рекомендации для родителей по лексической теме "Комнатные растения"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Комнатные растения"...

домашнее задание по лексической теме "Комнатные растения"

домашнее задание по лексической теме "Комнатные растения"  для детей подготовительной группы...

Лексическая тема: "Комнатные растения"

Методическая разработва для логопедических групп....

Лексическая тема "Комнатные растения"

Комнатные растения создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, да и просто украшают квартиру. Однако, не стоит превращать жилую комнату в оранжерею. На подоконниках хороши невысо...

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....