«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники»
методическая разработка по развитию речи на тему

Анжаурова Елена Николаевна

    В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность  обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитатель года  2015»

«Развития связной   речи  дошкольника  средствами приёмов мнемотехники»  

(из опыта работы воспитателя

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

№49«Василек»

Анжауровой Елены Николаевны)

                                 

                           Содержание            

1) Актуальность                                                                                                        2)Тема и цель                                                                                                            3)Описание опыта                                                                                                                          3.1Теритическая база опыта                                                                                          3.2 Содержание опыта                                                                                                    4) Результативность деятельности                                                                          5)Перспективы развития опыта                                                                                      6) Список  литературы                                                                                                                   7) Приложения


  1.                                                                                                                                   1. Актуальность опыта.

    В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность  обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

      Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

-   недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение ;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить  сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

   Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.  В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.  Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать  приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас,  ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

   В результате этого возникает противоречие  между  необходимостью   развития  связной речи и недостаточностью использования   методов и приёмов, способствующих её развитию.

    Проблема: Как обеспечить развитие  связной речи, используя приёмы    мнемотехники?

  1. 2. Тема и цель опыта.

Тему своего опыта я сформулировала следующим образом :

«Развитие связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники».

 Цель: использовать в педагогическом процессе  приёмы мнемотехники  для развития связной речи  дошкольников.

Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
  2. Разработать и  включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс заданий, способствующих развитию связной речи,  подготовить их дидактическое обеспечение.
  3. Откорректировать перспективное и календарное планирование.
  4.  Провести диагностику результатов деятельности.

  1. 3. Описание опыта

  2. 3.1 Теоретическая база опыта.

    Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить  правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной  речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях.

 В методике О. С. Ушаковой(8; Занятия  по развитию речи в детском   саду) структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

 Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

 Монологическая речь-  требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности,  которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

 Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов:

- описание (мир в статике),

- повествование (динамика событий в движении и во времени),

- рассуждение (установление причинно-следственных связей).

 Описание – это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или  отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных.

Обучение построению текстов- описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

 Повествование - развитие сюжета во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чётко : начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при построении повествования отводится  обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…)

 Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов:

- реалистические рассказы (из личного опыта),

- сказочные рассказы (творческие),

- рассказы по картине или по серии сюжетных картин,

- пересказ художественного произведения.

Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

 Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или  один обобщённый.

 Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.   Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень  актуальной.  

      На процесс становления связной речи влияют  ряд факторов.

 Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна (5; Основы общей психологии), Л.В.Эльконина- является  наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

 Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог

 Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

   Взяв за основу мнение великих педагогов,  я убедилась в том , что именно использование приёмов мнемотехники поможет мне решить проблему.

 

  1. 3.2. Содержание опыта.

                                       Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

                                       Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

                                       Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

                                       Их он усвоит на лету.

                                                                                     К.Д. Ушинский

  В практике своей работы   я использую различные методы и приёмы. Это и

художественное слово, вопросы,  беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием,  дидактические игры и др.

    Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему.  Изучив  литературу, я  и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

    Что же такое мнемотехника?

   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

 Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

 Особое место в работе с детьми  занимает использование в качестве дидактического материала  коллажа и мнемотаблицы.

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

 Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

  1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
  3. Пересказ с опорой на символы (образы).

 Коллаж - лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.

  Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинать можно с простейших мнемоквадратов, которые применяют при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно перехожу к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего возраста. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Работу веду по подгруппам. Приёмы мнемотехники можно начинать использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс,  мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично (Приложение 1). Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является  обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок:  «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»,  при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.

Например,

                    Жили-были дед…(и баба)

                   Была у них…(курочка-ряба)

 Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на  героев сказки и  дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки (Приложение №2)

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку) . Одновременно объясняю и показываю. (Это- сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…) . В результате обогащается словарный  запас ребенка.

Далее составляю совместный рассказ с детьми . Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Вопросы задавать нельзя. (Это - сумка. Это ручки. …) . Задача детей -увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит  активизация словаря .

Завершающий этап-  самостоятельный рассказ ребёнка.

  Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин.  Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных (Например: Это - лиса. Она живёт в лесу. У неё есть хвост…).  Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). Использую  игровой приём и художественное слово, с помощью которого ребёнок рассказывает какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине  (например: «Петушок, петушок…»).  В  индивидуальной работе применяю дидактические игры, где закрепляем с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом: «Что умеет делать кошка?, где дидактическим материалом являются  мнемоквадраты,  они же  плавно переходят в мнемодорожки (Приложение №3). Высказывания детей поддерживаю, одобряю.

     В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.            

     Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов.  Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросы помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?...

Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

 При пересказе литературных произведений   учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц.  Ввожу новый приём – диалог. Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко?   С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения,  затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами. В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные  с трудом людей из ближайшего окружения (повар, дворник и др.). Источником материала для составления рассказов о природе  являются прогулки, экскурсии. Во время которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном. Для закрепления полученных знаний провожу дидактические игры. Совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Направляю внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие- то события из своего опыта  и передавали их в рассказе.  При этом  учу соблюдать последовательность и чёткость повествования : Что расскажем сначала? Что потом? Чем закончим рассказ?

 Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

- вводная часть,

- чтение литературного произведения,

- беседа  с наводящими вопросами ,

-  повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу).

  Использование мнемотаблиц (коллажа), облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Старшие дошкольники оценивают рассказы товарищей. Учу детей видеть хорошее и недочёты в пересказе, одновременно воспитываю доброжелательное отношение к товарищу.

     Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.

   В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине использую коллаж, где выделяю значимые для сюжета фрагменты картины и   определяю взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.

   Приведу пример текста по сюжетной картине с использованием коллажа:

 «Поднялась температура у солнышка.  Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами всё задело. Коснулось снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облако. Задело сосульки на крыше, и закапали с них слёзки- капельки. Попал луч в сугроб снеговой, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листочки. А когда луч солнца дотронулся до птички, она запела весёлую песню. Оглянулось солнышко вокруг – а в место зимы наступила Весна».

 В качестве элементов коллажа выступают  картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. После того как дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов   вводятся  творческие элементы.  В сказку или сюжет картины включаю необычных героев, этим персонажам присваиваются несвойственные им качества и  рассказ составляется  с учётом этих изменений.

   Для творческого рассказывания делаю экран - таблицу с набором различных объектов, персонажей. Задача детей - придумывать сказку или историю на темы проявления доброты, жадности, хитрости. В таких  историях отражаются собственные переживания ребёнка, его понимание окружающей жизни.

    Особенно сложным видом высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов мнемотаблицы выступают объекты природы. Так как они носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

     Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

- выделение значимых объектов картины;

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

- объединение мини- рассказов в единый сюжет.

Трудность  том, что в необходимо постоянно поддерживать  внимание во время прослушивания детьми рассказов других детей.

  В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и  поддержания устойчивого внимания детей применяю игру «Оживи картинку»    (Приложение № 4). 

Игра является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов. Например, болото, кочки, туча, камыши и мелкие изображения живых предметов   – «оживлялок», которые оказываются в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается путём включения описаний и действий живых предметов .

  Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: « На болоте тихо, вода, как чёрное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идёт дождик».

 А вот рассказ с введением живых персонажей: « На болоте тихо, вода как чёрное зеркало, а по ней скользит жёлтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду и  как маленький вертолётик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зелёным лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется тёплому дождику».

  «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции.  В одном пейзаже могу присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества картинок достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

  Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых   (Приложения №5, 6, 7).

  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи,  мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (Приложения № 8, 9).

 В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам    (Приложение №10).

  Когда дети научатся свободно работать с мнемодорожками по описанию отдельных предметов или явлений, ввожу приём сравнительного описания. Два ребёнка составляют модель описания двух или более предметов по плану. При этом символы  описания вкладываются каждым ребёнком в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Например: Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц  маленький, а лиса больше зайца.  У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц  травоядное животное, а лиса хищник.

    Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.  Это, прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

  1.                                                                                                                                    4. Результативность деятельности

Результат проведенной работы   следующие:

  1. Разработана и включена в образовательный процесс система  приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.
  2. Разработано дидактическое обеспечение.
  3. Разработана система диагностики эффективности деятельности.

У воспитанников :

 Наметилась  положительная  динамика развития связной речи.

 Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

  Всё вышесказанное подтверждается результатами проведенной диагностики. В основе которой положена методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников авторов Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой .                                  

     Результаты  диагностики определили, как дети  умеют составлять описательный,  повествовательный рассказы и  пересказывать текст.

   Умение составлять описательный рассказ    проверялось в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно  описать внешний вид,  характерные особенности, но не называть её.  Воспитатель в роли Буратино  должен отгадать, о какой игрушке рассказывал ребёнок. Далее  в игру вводилась мнемотаблица и рассказ  составлялся  по следующему плану: какого цвета игрушка, какой формы, из чего сделана, какие детали характерны для неё,  как с ней можно играть, необходимо также было высказать своё отношение.

В  диагностике принимали участие 7 детей.

Критерии оценки: последовательно и точно составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдать структуру описания.

 В результате проведенной диагностики  низкий уровень отмечался в 2013 – 43%, в 2014- 24% детей,  а это значит     связная речь у детей  развита слабо. Составлять описательный рассказ об игрушке  некоторые дети отказывались вовсе или сразу называли её -«хочу купить самолёт», а если и пытались составлять, то с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описания не отображали многих существенных свойств и признаков предметов.

  Средний уровень, когда   рассказы — описания детей стали достаточно информативны и отличались логичной завершённостью и  выделением основные признаки предметов, случаи нарушения логической последовательности в описании признаков были единичными, дети грамматически правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов, но при этом   после описания игрушки сразу говорили её название, забывая правила игры отмечался в 2013 – 57%, 2014 -  38 %.

Динамика достижения детьми высокий уровня такова: в 2013 -0 %, в 2014 –  38%.

 Это значит, что в рассказах детей отображены все основные признаки предметов, даны указания на их назначения. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предметов. В описательных рассказах об игрушках дети точно и правильно подбирают слова, характеризующие их особенности. Описательные рассказы отличаются самостоятельностью в определении содержания и логики.

   В ходе  выявления способности детей составлять  повествовательный  рассказа по сюжетной картинке (Приложение №12), необходимо было  рассмотреть сюжетную картинку «Дети кормят курицу и цыплят» и составить повествовательный рассказ по ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине?   Где дети кормят курицу с цыплятами?

Тепло или холодно во дворе?  Как вы догадались?  

План рассказа.

Вначале расскажите, какой корм приготовили дети курице с  цыплятами.

Расскажите, как ведут себя цыплята и курица.

Закончите рассказ о том, куда пойдёт курица с цыплятами.

Критерии оценки: формулировать основную мысль картины, устанавливать все существующие связи, последовательно и понятно составлять повествовательный рассказ по картине.

Низкий уровень в 2013 -57%, в 2014 -28%.

  При рассматривании сюжетной картинки была нарушена структура рассказа, дети требуют помощи взрослого. Бедная речь, дети перечисляли тех, кто нарисован на картинке. Затруднялись в построении простых предложений.

Средний уровень:в 2013 -43%, в 2014 -28%.

  При составлении повествовательного рассказа по картинке дети затруднялись в формулировке основной мысли, все существенные связи устанавливали частично с помощью воспитателя. Нарушена структурная часть рассказа. Правильно строят простые предложения. Описывают внешний вид курицы, цыплят, детей.

Высокий уровень в 2013- 0 %, в 2014 -  44%.

  При составлении рассказа по картинке дети следовали структуре: видна обрисовка действующих лиц, времени, места действия, причина события, развития события, развязка. Говорят «без украшательств».

    В качестве выявления умения пересказывать (Приложение №13), я взяла  незнакомую детям немецкую сказку Братьев Гримм «Боб, соломинка и уголёк».

Критерии оценки:  Выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявит понимание нарушения целостности структуры текста при отсутствии ( начала, середины или конца), пересказать правильно сказку.  

Низкий уровень: в  2013 -14 %, в 2014 – 14%.

   При пересказе сказки дети передавали только схемы «костяк» сюжета. Сложные предложения отсутствуют.  Одни дети пропускают начало текста, другие полностью не раскрывают суть каждой структурной части. Дети не заметили отсутствия структурной части сказки.

Средний уровень: в 2013 – 57%, в 2014 – 42%.

Пересказывают сказку самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя. В пересказе присутствуют простые предложения. В речи встречаются слова «паразиты» («ну, как-там», «это самое», «как его»…)

Дети не замечают отсутствие концовки, но после дополнительных вопросов завершают сказку самостоятельно.

Высокий уровень: в 2013-29%, в 2014– 44%.

  Поддерживается логика знакомого текста. Дети сразу замечают отсутствие структурной части сказки и логически её завершают. Устанавливают все существующие связи. Правильно строят предложения, использует в речи сложные предложения. Повествование доводят до конца, а затем делают вывод, анализируют. Владеют интонационной выразительностью речи.

  1.  

  2. 5. Перспективы развития опыта

 В дальнейшем планирую продолжить использование  приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их  диапазон собственными наработками.

  1.                                                                                                                                                                                                                          6.Список  литературы

  1. Большёва Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
  2.  Дошкольное воспитание  Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
  3. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду  изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996
  4. Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г
  6. Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А.  Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
  7. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
  8. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
  9. Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч.пособие  2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
  10. Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001

                                       

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе кружка "От слова к слову" по развитию связной речи средствами мнемотехники. (Средняя группа.)

Предоставляю вашему вниманию отчет о проведении кружковой деятельности по развитию речи в средней группе. Содержатся мнмотаблицы для составления описательных рассказов о маме и папе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...

Консультация для педагогов ДОО Тема: «Развитие связной речи посредством мнемотехники»

Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Их можно испо...

Конспект ОД для детей старшей группы по речевому развитию с применением приёмов мнемотехники и кинезиологии "Зиму провожаем, весну встречаем!"

Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе с применением приёмов мнемотехники и кинезиологии.Тема :"Зиму провожаем, весну встречаем!"...