Конспект ОД для детей старшей группы по речевому развитию с применением приёмов мнемотехники и кинезиологии "Зиму провожаем, весну встречаем!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Булатова Марина Владимировна

Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе с применением приёмов мнемотехники и кинезиологии.Тема :"Зиму провожаем, весну встречаем!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/square_thumbnail/public/media/2014/02/25/dukhovnost_vospitanie_0.gif?itok=2XUIHkIa

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

 г. Пугачева Саратовской области»

Воспитатель: Булатова М.В.

                                                                                                     

Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе с применением приемов мнемотехники и кинезиологии.

Тема: «Зиму провожаем, весну встречаем!»

Пугачёв 2023 г.

Образовательная программа «Программа воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Росток» г.Пугачёва Саратовской области»

Возрастная группа старшая

Тема ОД: «Зиму провожаем, весну встречаем!»

Образовательная область: речевое развитие

Цель: формирование речевой активности дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение (с помощью воспитателя) составлять описательный рассказ

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе - предложение составить рассказ о Весне (используя прием мнемотехники) по составленной совместно с товарищами схеме.

Развивающие:

- развивать речь, стимулировать речевую активность детей (через решение проблемной ситуации – помочь - Весне)

- развивать умение грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже

- развивать интонационную выразительность речи (изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания)

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения, этику общения в условиях коллективного взаимодействия умение слушать товарища

- воспитывать уверенность, самостоятельность, уважение, доброжелательное отношение.

Виды деятельности: образовательная деятельность

Формы организации: групповое

Обучающие методы: игровой, словесный, наглядный, практический

Используемые технологии: мнемотаблица, кинезиологические упражнения

Оборудование: телефон, проектор, экран, ноутбук, колонка с записью весеннего шума. Письмо, фото «Зимы», картинки - «солнечные зайчики», картинки с изображением признаков весны для мнемотаблицы, игра «Межполушарное развитие. Лабиринты и круги», листы – раскраски на весеннюю тематику.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание весенних пейзажей, познавательные беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание загадок, дидактические игры и упражнения: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Какой – какая - какое», «Составь предложение (рассказ)» - по опорным картинкам, игра «Межполушарное развитие. Лабиринты и круги», динамические упражнения - речь с движением.

Цель применения представленных в занятии кинезиологиологических упражнений - активизация мыслительной деятельности, улучшение памяти, речи и внимания (развитие межполушарного взаимодействия). В том числе: упражнения для развития мелкой моторики готовят руку ребенка к овладению навыками письма, глазодвигательные упражнения дают возможность расширить поле зрения и улучшить восприятие, телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, понижают утомляемость, повышают работоспособность.

Ход НОД

Образов.обл./виды деят.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Социально-коммуникативная

Ребята, можете вы мне показать новое приветствие, которое мы выучили?

Здравствуй, друг! (рукопожатие) Как ты тут? (похлопывание по плечу)                                                                  Где ты был? (теребят за мочку уха) Я скучал! (руки на груди в области сердца)                                                                   Ты пришел! (руки в стороны)                 Хорошо! (обнимаются)

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Рассказ-показ

Социально-коммуникативная, речевая

- Ребята, какое сегодня у вас настроение?

А спросите меня, какое настроение у меня?.. да, у меня прекрасное настроение…мне очень приятно видеть вас такими здоровыми, радостными.

Звук входящей почты в телефоне.

 - Ой, ребята, одну минутку, нам  пришло какое - то голосовое сообщение, послушаем?

Слушают : «Вам заказное письмо, доставлено в вашу группу, ожидает в почтовом ящике!»

- Ребята, посмотрим от кого письмо?

Вместе находят и читают письмо:

«Дорогие ребята, я Весна – Красна, спешила к вам, хотела теплом, цветами порадовать, но не пускает меня в ваши края старушка. Я выслала вам её фото. Не хочет она уходить от вас, поэтому меня и спрятала. Очень грустно мне без вас! Посылаю вам своих помощников, они помогут вам поскорее со мной встретиться!» ( показывает изображение зимы) 

– Ребята, кого напоминает нам эта старушка, как вы её назовете?

- Почему, как вы думаете, она не пускает весну в наши края?

- Ребята, как вы считаете, что нам в этой ситуации делать?..

- Я согласна с вами, ребята, нам нужно срочно помочь Весне.

Ребята, помните, прислала Весна к нам своих помощников – «солнечных зайчиков», а у каждого из них задание. Если все задания выполним, то придет в наши края весна, а если нет, останется зима.

Воспитатель достает из письма «помощников Весны» - «солнечных зайчиков» с заданиями. Дает детям в руки «солнечных зайчиков», предлагает рассмотреть и выложить на столе.

Ответ детей (хорошее..)

Ответ детей (да..)

Ответ детей (да..)

Ответ детей,  предлагают варианты, воспитатель подводит при затруднении к тому, что это - Старушка – Зима.

Ответ детей, предлагают разные варианты, воспитатель при затруднении подводит к тому, что Весну надо спасать.

Действия детей

II. Основная часть

Социально-коммуникативная, речевая

Социально-коммуникативная, речевая, игровая

Социально-коммуникативная, речевая

Социально-коммуникативная, речевая, игровая

Социально – коммуникативная, речевая

Социально – коммуникативная, речевая, игровая

 - Заданий много, какое же выполнить первым? ….

-Верно. Рядом с «солнечным зайчиком» - цифра – номер.

(просит кого – то из детей принести 1 – го «солнечного зайчика»)

Задание 1 «Приметы и явления весеннего времени года»

 - Ребята, «солнечный зайчик» просит нас вспомнить и рассказать приметы и явления весны.

– У меня есть картинки с явлениями весны, они перевернуты, выбирайте любую и расскажите, что на ней изображено.

- А теперь полный рассказ по картинкам о весне расскажет….

– Ребята, а как мы можем описать весну? Ответить на вопрос поможет солнечный зайчик– кому я его в руку вложу, тот мне и ответит.  

- Если солнце, то весна какая?.- солнечная…и т.д. (тепло – теплая, холод – холодная, ветер – ветреная. дождь – дождливая, красота – красивая, веселье, - веселая, радость – радостная, счастье – счастливая, пришла рано - ранняя, пришла поздно - поздняя, долго ждали - долгожданная)

 - Как много вы знаете о весне. Переходим ко 2 – му заданию…

(просит кого – то из детей принести 2 – го «солнечного зайчика»)

 Дети присаживаются на ковер.

Задание 2 «Игры с солнышком»

- Ребята, «солнечный зайчик» спрашивает вас, любите ли вы солнышко? Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Предлагает поиграть …глазками…согласны?

Глазодвигательное упражнение «Солнышко и тучки» (кинезиологическое упражнение)

Солнышко с тучками в прятки играло. (Повернуть головой в разные стороны).

Солнышко тучки - летучки считало. (Посмотреть глазами вправо-влево)

Серые тучки, черные тучки,

(Глазами посмотреть вверх-вниз)

Легких - две штучки, тяжелых - три штучки,

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе во всю засияло.

(Быстро мигать глазами)

- Замечательно! поиграем ещё с солнечным зайчиком.

Игра «Один - много»

- Я даю вам «солнечного зайчика» в руки, по очереди спрашиваю вас, а вы после своего ответа передаете его товарищу и т..д.

Одно дерево – много…деревьев

Один цветок – много….цветов

Одна туча – много…туч

Одна сосулька – много…сосулек

Одна птица – много… птиц

Одна лужа – много…луж

Одна девочка – много…девочек

Один мальчик – много… мальчиков

 - Очень хорошо, ребята! Предлагаю выполнить 3 - е задание…

(просит кого – то из детей принести 3 – го «солнечного зайчика»)

Задание 3 Кинезиологическая динамическая пауза

«Идем искать весну»

Этот «солнечный зайчик» предлагает нам пойти скорее весну поискать.. Пойдем?

Телесные упражнения: «Идем искать весну»

Ищем мы весну, друзья (перекрестный шаг с ладонями)

Мы идем к ней, ты и я (перекрестный шаг с локтями)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

Видим дерево высокое, (упр «Дерево»)

Видим озеро глубокое ..(упр. «Ныряльщик»)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

Птицы песенки поют (упр. «Птичка»)

Зернышки везде клюют (упр «Клювик»)

Тут клюют, там клюют, (упр «Клювик»)

Никому их не дают (упр «Ладошки)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

В гости мы к весне пришли (перекрестный шаг с ладонями)

Дверь в избушку мы нашли (упр «Ладошки)

Постучали – раз – два – три (упр. «Молоточки)

Поскорей нам отвори…(упр «Ножницы»)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

- Прекрасно справились, ребята! Давайте выполним 4 – е задание?

(просит кого – то из детей принести 4 – го «солнечного зайчика»)

Дети полукругом встают возле воспитателя на ковре.

Задание 4 Игра «Ждем Весну»

- У этого «солнечного зайчика» задание такое: рассказать, как мы Весну ждем…но сначала её позовём….

Игра «Позови Весну»

- Попробуйте позвать весну так, как я попрошу: тихо или громко, быстро или медленно. Например: Весна, приходи! – скажите, пожалуйста, медленно…

 - Очень хорошо, ребята! Теперь можно и рассказать, как мы ждем Весну, сделаем это выразительно…

Дети присаживаются на стульчики.

Кинезиологическая гимнастика «Ждем Весну»

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей косички заплетем! (упр «Колечки) Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы платьице сошьём! (упр. «Перевертыши»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей блинов напечем! (упр «Оладушки»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы песенку споем! (Упр «Лягушка»)

 - Молодцы, ребята! Предлагаю выполнить последнее 5 задание…

(просит кого – то из детей принести 5– го «солнечного зайчика»)

 - Ребята, «солнечный зайчик» предлагает нам нарисовать фигуры двумя руками одновременно.

Ответ детей (первым надо выполнить задание с цифрой 1 и т.д)

 

Дети берут картинку, говорят о признаке весны, прикрепляют картинку на доску.

Ответ детей Дети называют прилагательные

Ответ детей (да)

Дети выполняют задание, проговаривая слова

Ответы детей

Дети выполняют движения, произносят текст

Дети выполняют задание, зовут весну изменяя темп, ритм, силу и тембр голоса

Выполняют задание, проговаривая слова

Выполнение задания

III. Заключительная часть

Социально-коммуникативная

- Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Дорогие ребята, вы очень старались, как вы думаете, (…Зима) освободила Весну – Красну? Я тоже думаю, что она к нам придет!

ЗВОНОК ВИДЕО-ПОСЛАНИЕ (Срочно посмотрите почту!) Открывает почту, там послание от Весны.

Я весна — красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях рощу цветочки, Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу. Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогаете мне поскорее к вам прийти ..Посылаю  вам свой весенний привет ,он уже ждет вас на окошке…

Рефлексия:

- Ребята, скажите, что было самым интересным, что понравилось, что было сложным, что расскажите дома?

А как вы думаете, какое занятие у нас было? Может Весна написать нам письмо на самом деле?

Ответ детей (да)

Ответ детей

Ответ детей (сказочное, нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»

На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

Презентация для детей старшей группы по речевому развитию

Презентация для детей старшей группы по речевому развитию "Путешествие по сказкам"...

Конспект родительского собрания в старшей группе. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В конспекте представлены: - характеристика речевого развития детей 5-6 лет.- рекомендации родителям о развитии речи ребенка.- примерный список...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей старшей группы по речевому развитию.

Тема: Пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце»Цель: Продолжать учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку в процессе инсценировки....