Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему «Весна пришла»
план-конспект занятия (старшая группа)

Салимзянова Гульчечек Гафуровна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22» НМР РТ

«Весна пришла»

Конспект ОД по речевому развитию

(Развитие речи)

в старшей группе № 4

Составил воспитатель

                                                                                         Салимзянова Г.Г.

г. Нижнекамск.

Цель:

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Отвечать на вопросы воспитателя, составляя простые предложения.

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  2. Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  3. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Предварительная работа с детьми: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна».

Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ОД.

Обогащение и активизация словаря: скворечник, веснянка, проталинка.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: картинки с изображением времен года, деревьев, снежной поляны, солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников; музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Раздаточный: макеты деревьев с обрывными листочками.

Методы и приемы: рассматривание, показ, вопросы воспитателя, объяснение, поощрение детей, индивидуальная работа, художественное слово.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Структура ООД:

  1. Вводная часть – 2мин.
  2. Основная часть – 20 мин.
  3. Заключительная часть – 3 мин.

Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Организация детей на ООД:

  1. Дети сидят полукругом на ковре.
  2. Дети размещены за столами.
  3. Дети сидят полукругом на ковре.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. – 93-94 стр.
  2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Содержание организованной деятельности детей:

1. Вводная часть.

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит, наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. 

(Дети мимикой изображают радость).

- А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!»

(Дети повторяют с разными интонациями предложение). 

– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки, 
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … 
(Весна)

(ответы детей)

(Выставляется открытка весны).

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … 
(Зима)

(ответы детей)

- Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … 
(Лето)

(ответы детей)

- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … 
(Осень)

(ответы детей)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет?

(Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной».

(Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). 

(ответы детей)

– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.

(Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка.По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников).

- Чего, ребята, не хватает на нашей картине?

(Солнца.Ответы детей полным предложением).

(ответы детей)

– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.

(Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное)

(ответы детей)

– Солнышко какое? 

(Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)

– Вот, сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?

(ответы детей)

– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег.

(грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).

(ответы детей)

- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. 

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?

(ответы детей)

– И побежал весенний ручеек.

– А что можно сказать про ручеек, какой он? 

(Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)

(ответы детей)

– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».

– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать в первом весеннем дождике? 

(ответы детей)

(Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше                     похлопывают ладошками по спине

                                                                        впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, –                         
постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, – 
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, –                         
постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше                        
поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше – 
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.

– Какие птицы возвращаются? 

(Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы)

(ответы детей)

- А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?

(ответы детей)

– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?

(ответы детей)

– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

- Вырос высокий цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?

– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему.

(Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец.Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … 
(верба).

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … 
(капель).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … 
(подснежник).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. 
(Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. 
(Лед)
6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. 
(Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … 
(скворец).

8. Шагает красавица, 
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. 
(Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. 
(Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583695/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию

( составление рассказов из личного опыта) Тема: «Моя семья»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Ёжик»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Ёжик»

Продолжать развивать речь как средство общения. Пополнять и активизировать словарь детей....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Моя семья»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. ТербуныТербунского муниципального района Липецкой области     Конс...